Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Куликовой В.Б., судей Борисовой Е.Е., Медведевой А.М. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Степан и К", г. Армавир о пересмотре в порядке надзора постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 по делу N А32-55973/2009-16-1149 Арбитражного суда Краснодарского края и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2011 по тому же делу по уточнённому иску общества с ограниченной ответственностью "Степан и К" (далее - ООО "Степан и К"; общество "Степан и К"; общество) к Администрации муниципального образования город Армавир (далее - Администрация) об обязании заключить договор купли-продажи нежилых помещений N 1, 3, 7 общей площадью 435 кв. м, находящихся в здании (литера "Б"), расположенном по адресу г. Армавир, ул. Энгельса, 116, на условиях рыночной цены их продажи в сумме 672 000 рублей, изложив пункт N 1.3 договора купли-продажи в следующей редакции: "Продажная цена имущества составляет 672 000 (шестьсот семьдесят две тысячи с учетом НДС) рублей. Цена имущества равна его рыночной стоимости, определённой независимым оценщиком в соответствии с Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон об оценочной деятельности).
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены: Управление имущественных отношений Администрации муниципального образования город Армавир, ООО "ТИСС" (независимый оценщик).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 18.11.2010 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2011, решение суда от 18.11.2010 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Обжалуя постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, заявитель - общество "Степан и К" считает, что названными судами нарушены нормы материального и процессуального права. Заявитель полагает, что выводы судов необоснованны, не соответствуют законодательству и разъяснениям, содержащимся в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.05.2005 N 92 "О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком" (далее - информационное письмо Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N92). Заявитель приводит доводы и просит в порядке надзора отменить оспариваемые судебные акты как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о том, что дело не подлежит передаче на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи с отсутствием оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Как установлено судами, общество "Степан и К" арендует указанные нежилые помещения с 2002 года, и оно 31.07.2009 обратилось в Администрацию с заявлением о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого недвижимого имущества.
Администрация признала названное общество отвечающим требованиям статьи 3 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ и приняла постановление от 06.11.2009 N 3661 об условиях приватизации арендуемых нежилых помещений, указав в таком решении продажную (рыночную) стоимость этих помещений в сумме 3 030 000 рублей (с учётом НДС) на основании оценки, проведённой независимым оценщиком - ООО "ТИСС" от 16.10.2009 N467.26.465-09/25, на основании пункта 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
После принятия постановления о приватизации упомянутого имущества Администрация направила названному арендатору проект договора купли-продажи арендуемого им имущества, который был получен обществом 12.11.2009 и подписан им с протоколом разногласий от 17.11.2009 в отношении цены выкупаемого имущества, которую общество (покупатель) предложило установить в сумме 174 740 рублей (с учётом НДС).
Администрация письмом от 23.11.2009 отклонила протокол разногласий, указав, что рыночная стоимость арендуемого имущества определена на основании отчёта независимого оценщика в соответствии с требованиями законодательства, и достоверность такой оценки покупателем не оспорена.
Согласно пункту 2 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора, эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда. На основании статьи 446 ГК РФ в случае передачи разногласий, возникших при заключении договора, на рассмотрение суда, условия договора, по которым у сторон имелись разногласия, определяются в соответствии с решением суда. На основании пункта 4 статьи 445 ГК РФ требование о понуждении заключить договор может быть заявлено в суд при уклонении стороны от заключения договора.
На основании установленных по делу обстоятельств, норм действующего законодательства, в том числе положений статей 445, 446 ГК РФ, апелляционный суд обоснованно признал, что заявленное требование о понуждении Администрации заключить договор на предложенном покупателем условии о цене продажи объекта не подлежит удовлетворению. При этом апелляционный суд также учёл следующее.
В силу статьи 12 Федерального закона об оценочной деятельности итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки, указанная в отчете, составленном по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, признается достоверной и рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, или в судебном порядке не установлено иное.
Исходя из разъяснений, содержащихся в пункте 1 информационного письма Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92, оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки, определенной независимым оценщиком, путем предъявления самостоятельного иска возможно только в том случае, когда законом или иным нормативным актом предусмотрена обязательность такой величины для сторон сделки, государственного органа, должностного лица, органов управления юридического лица. В этом случае оспаривание достоверности величины стоимости объекта оценки возможно только до момента заключения договора (издания акта государственным органом либо принятия решения должностным лицом или органом управления юридического лица).
В установленном порядке до заключения договора купли-продажи имущества обществом не были оспорены отчёт независимого оценщика - ООО "ТИСС" и решение уполномоченного органа об условиях приватизации имущества в части его рыночной стоимости, указанной в данном отчёте, которая была определена на основании пункта 1 части 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ.
Суд апелляционной инстанции, исследовав в порядке статьи 71 АПК РФ отчет ООО "ТИСС" об оценке стоимости имущества, а также иные представленные по делу отчеты других экспертных организаций, пришел к выводу о том, что недостоверность сведений, содержащихся в отчете ООО "ТИСС", не опровергнута, а также не доказано, что названным оценщиком при оценке объекта были допущены нарушения положений Федерального закона об оценочной деятельности и федеральных стандартов оценки. Другие отчёты, содержащие разные цены одного и того же имущества, названным судом оценены и не признаны в качестве надлежащих доказательств, опровергающих достоверность рыночной стоимости объекта, определённой независимым оценщиком - ООО "ТИСС".
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций основаны на обстоятельствах, установленных по делу, нормах законодательства и соответствуют судебной арбитражной практике.
Доводы заявителя, направленные на установление обстоятельств по делу, переоценку обстоятельств, установленных судом апелляционной инстанции, не относятся к основаниям статьи 304 АПК РФ.
Анализ иных доводов, содержащихся в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, показал, что в данном случае отсутствуют основания, предусмотренные статьёй 304 АПК РФ.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А32-55973/2009-16-1149 Арбитражного суда Краснодарского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 22.07.2011 отказать.
Председательствующий судья |
В.Б. Куликова |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2011 г. N ВАС-11575/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А57-4451/08
Истец: ООО "Волгаторг"
Ответчик: ИП Девяткина Л.Г., ЗАО "Тандер"
Хронология рассмотрения дела:
22.07.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3936/11
01.04.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-170/2011
18.11.2010 Решение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55973/09
03.08.2010 Определение Арбитражного суда Краснодарского края N А32-55973/09