Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Петровой С.М., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" (ул. С. Шамшиных, 80, г. Новосибирск, 630005, ул. Советская, 5, г. Новосибирск, 630007) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2010 по делу N А45-18204/2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 по тому же делу по заявлению закрытого акционерного общества "Региональные электрические сети" к Государственному учреждению - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 (ул. Дуси Ковальчук, 61, г. Новосибирск, 630001) о признании недействительным решения от 29.06.2010 N 69.
СУД УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Региональные электрические сети" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании недействительным решения Государственного учреждения - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации Филиал N 1 (далее - Фонд) от 29.06.2010 N 69 о непринятии к зачету расходов, произведенных страхователем-плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования, принятого Филиалом N 1 Фонда.
Решением Арбитражного суда Новосибирской области от 10.11.2010 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа постановлением от 30.06.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
В поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество просит их отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и следует из материалов дела, Фондом в период с 18.05.2010 по 25.05.2010 проведена документальная выездная проверка общества, по результатом которой составлен акт от 08.06.2010 N 158с/с.
Решением от 29.06.2010 N 69 Фонд не принял к зачету расходы, произведенные страхователем - плательщиком единого социального налога на цели обязательного социального страхования - по пособию по временной нетрудоспособности, выплаченному работнику общества Протас Г.С. в сумме 54 787 рублей 84 копеек.
Указанное решение принято Фондом на основании протокола о рассмотрении материалов документальной выездной проверки страхователя от 29.06.2010 N 75, в котором причина пропуска очередного врачебного осмотра Протас Г.С. была признана Фондом не уважительной.
Протас Г.С., являясь временно нетрудоспособной с 18.05.2009 по 09.01.2010, должна была явиться на прием к врачу 14.08.2009, фактически же явилась 21.08.009, в связи с чем в листок нетрудоспособности была внесена отметка о нарушении режима и дате, когда режим был нарушен. Однако вид нарушения и сведения о причинах нарушения, как того требуют положения пункта 60 Порядка выдачи медицинскими организациями листков нетрудоспособности, утвержденного приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.08.2007 N 514, не указаны.
Признав причину неявки работника на очередной осмотр к врачу неуважительной, Фонд пришел к выводу о нарушении положений статьи 8 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ "Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию" (далее - Федеральный закон N 255-ФЗ).
Не согласившись с решением Фонда, общество обратилось в Арбитражный суд Новосибирской области с заявлением о признании его недействительным.
Свои требования общество обосновало тем, что причина неявки Протас Г.С. на осмотр к врачу признана созданной в обществе комиссией по социальному страхованию уважительной. Общество не согласно с позицией Фонда, что неявка застрахованного лица в назначенный срок на врачебный осмотр безусловно влечет понижение размера пособия по временной нетрудоспособности на весь последующий период нетрудоспособности работника.
Общество указало, что после явки на прием к врачу 21.08.2009, Протас Г.С. была признана нетрудоспособной и продолжала оставаться таковой до 08.01.2010, при этом на приемы являлась вовремя, режим не нарушала. Листком нетрудоспособности от 24.07.2009 серии ВУ8316120 в строке "Отметки о нарушении режима" установлен период несвоевременной явки на прием с 14.08.2009 по 21.08.2009.
Комиссией по социальному страхованию, созданной в обществе приказом директора от 19.01.2009 N 14, был рассмотрен вопрос о причине нарушения режима Протас Г.С.. Протоколом комиссии от 29.09.2009 N 9/2 причина неявки была признана уважительной, принято решение о выплате пособия по временной нетрудоспособности в полном размере, сумма пособия работнику выплачена полностью.
Общество полагает, что у Фонда отсутствовали основания для снижения размера пособия в период нетрудоспособности Протас Г.С. после фактической явки на прием (с 21.08.2009 по 28.12.2009). Решение Фонда в части непринятия к зачету расходов в сумме 51 974 рублей 24 копеек (54 787 рубля 84 копейки - 2 813 рублей 60 копеек = 51 974 рубля 24 копейки) является незаконным, поскольку не соответствует смыслу статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ, а применяемая санкция должна быть соразмерна совершенному проступку.
Отказывая обществу в удовлетворении заявленного требования, суды руководствовались следующим.
Пунктом 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ установлено, что основанием для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности является неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр. При наличии такого основания для снижения, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом со дня, когда было допущено нарушение.
Суды посчитали, что признание созданной в обществе комиссией по социальному страхованию причины неявки Протас Г.С. на врачебный осмотр уважительной не является достаточным доказательством данного факта.
На основании этого судами сделан вывод о том, что расходы в вышеуказанной сумме произведены страхователем с нарушением законодательства Российской Федерации и у Фонда имелись основания для снижения размера пособия Протас Г.С.
Изучение судебной арбитражной практики показало, что при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в толковании и применении норм права, регулирующих вопросы выплаты пособий по нетрудоспособности при нарушении режима. В частности, обязан ли работодатель снизить размер пособия в случаях нарушения режима и вправе ли Фонд отказать в возмещении расходов на оплату больничного листа, если этого не сделает работодатель.
Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 10.06.2010 N Ф09-4237/10-С2, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 14.07.2011 N А21-8402/2010, придерживаются следующей позиции.
Определение уважительности причины нарушения больничного режима или неявки в назначенный срок на врачебный осмотр и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции администрации работодателя, и Фонд по своей инициативе не вправе пересматривать решения специальной комиссии, созданной на предприятии в соответствии с законом.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Суды указывают на то, что отметка в листах нетрудоспособности о нарушении режима сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительных причин нарушения режима.
В соответствии с пунктом 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 12.02.1994 N 101, для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.1994 N 556а утверждено Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (далее - Типовое положение). В соответствии с пунктом 2.2 указанного Типового положения комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия; проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии.
В силу пунктов 5.1, 5.2 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) Фонда, решения комиссии могут быть обжалованы в отделение (филиал отделения) Фонда.
Таким образом, если причины неявки работника на очередной осмотр врача были признаны созданной в обществе комиссией по социальному страхованию уважительными, а доказательства того, что данное решение комиссии не обжаловалось работником в установленном порядке, не представлены, оснований к его переоценке у Фонда не имеется.
Принятие комиссией решения о признании причины неявки в назначенный срок на врачебный осмотр уважительной направлено на соблюдение гарантий работника.
Учитывая отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А45-18204/2010 Арбитражного суда Новосибирской области для пересмотра в порядке надзора решения от 10.11.2010, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 22.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 30.06.2011 по тому же.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 26 декабря 2011 года.
Председательствующий судья |
С.М. Петрова |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 декабря 2011 г. N ВАС-14379/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А45-18204/2010
Истец: ЗАО "Региональные электрические сети"
Ответчик: ГУ - Новосибирское региональное отделение Фонда социального страхования РФ Филиал N 1
Третье лицо: ЗАО "Региональные электрические сети"
Хронология рассмотрения дела:
11.03.2013 Определение Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2812/11
15.11.2012 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-140/11
14.02.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 14379/11
09.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14379/11
24.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14379/11
30.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа N Ф04-2812/11
22.02.2011 Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда N 07АП-140/2011
10.11.2010 Решение Арбитражного суда Новосибирской области N А45-18204/10