Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Шилохвоста О.Ю., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010 по делу N А21-5799/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2011 по тому же делу.
СУД УСТАНОВИЛ:
региональная общественная организация "Водно-моторный клуб "Маяк" (далее - клуб) обратилась в Арбитражный суд Калининградской области с заявлением о признании отказа Службы по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области (далее - служба) отнести клуб к группе потребителей, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население", не соответствующим Федеральному закону "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию", изложенного в письме от 11.06.2010 N 1010, и об обязании службы устранить допущенное нарушение путем вынесения решения об отнесении клуба к группе потребителей, приравненных к населению, как использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования (с учетом уточнения требований).
Решением Арбитражного суда Калининградской области от 12.10.2010 заявление удовлетворено.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011 решение от 12.10.2010 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 27.06.2011 оставил без изменения решение от 12.10.2010 и постановление от 28.02.2011.
Суды руководствовались Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", Основами ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Правилами государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания), и исходили из обоснованности отнесения клуба как некоммерческого объединения граждан - владельцев лодок, катеров, яхт, иных маломерных судов и помещений для их хранения, к группе потребителей электрической энергии, приравненных к тарифной группе "население".
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора судебных актов, служба просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований. Ссылаясь на пункт 27 Методических указаний, служба обосновывает правомерность неотнесения клуба к группе потребителей, приравненных к населению.
Рассмотрев материалы дела, судебная коллегия приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что созданный в 2000 году клуб является добровольным, самоуправляемым, независимым общественным объединением граждан, основной целью которого является развитие водно-моторного спорта, туризма в Калининградском регионе путем создания условий для привлечения граждан к участию в этом процессе. Клуб объединяет граждан, имеющих маломерные суда (плавсредства) и эллинги.
Эллинги представляют собой принадлежащие гражданам двухэтажные строения, на первом этаже которых расположено помещение для хранения лодки либо маломерного судна, на втором этаже - помещение для отдыха.
Между клубом и открытым акционерным обществом "Янтарьэнерго" 26.08.2008 заключен договор купли-продажи электрической энергии, в соответствии с которым клуб оплачивал электрическую энергию по тарифу для категории потребителей "прочие".
Приказом службы от 12.11.2009 N 50-02э/09 (далее - приказ N 50-02э/09) гаражно-строительные, гаражные кооперативы, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды в объемах фактического потребления граждан потребителей и объемах электроэнергии, израсходованной на места общего пользования, отнесены к группе потребителей, приравненных к населению.
Клуб обратился к ОАО "Янтарьэнерго" с просьбой применить к нему положения названного приказа и взимать плату по тарифу для потребителей, приравненных к населению, так как фактически электроэнергия используется на коммунально-бытовые нужды членов клуба.
Письмом от 26.04.2010 N 1434 ОАО "Янтарьэнерго" отказало в просьбе клуба, сославшись на то, что данный вопрос находится в компетенции службы.
24.05.2010 клуб обратился в службу с просьбой отнести эллинги к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население".
Письмом службы от 11.06.2010 N 1010 клубу отказано в отнесении эллингов членов клуба к объединениям хозяйственных построек граждан, использующих электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, для которых производится расчет тарифов по группе "население".
Не согласившись с отказом службы, клуб обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Вывод судов о допустимости расширительного толкования перечня некоммерческих объединений граждан, приравниваемых к тарифной труппе "население", основан на ошибочном толковании действующего законодательства
Пунктом 27 Методических указаний к тарифной группе потребителей электрической энергии "население" отнесены граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды. Кроме того, аналогично указанной группе производится расчет тарифов, в частности, для следующих приравненных к категории "население" потребителей: некоммерческих объединений граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки) и для объединенных хозяйственных построек граждан (погреба, сараи и иные сооружения). При этом отнесение указанных потребителей к данной группе осуществляется по решению региональных органов и оформляется отдельным решением.
Из приведенной нормы пункта 27 Методических указаний следует, что по тарифу, установленному для категории потребителей "население", подлежит оплате электрическая энергия, используемая, во-первых, некоммерческими объединениями граждан (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки) и, во-вторых, объединенными хозяйственными постройками граждан (погреба, сараи и иные сооружения). При выделении указанных групп потребителей законодатель использовал различные критерии.
К первой группе отнесены потребители - юридические лица, перечень которых является исчерпывающим. Ко второй группе отнесены не юридические лица, а граждане, которым принадлежат объединенные хозяйственные постройки (погреба, сараи и иные сооружения).
Делая вывод о том, что перечень юридических лиц (некоммерческих объединений граждан), которые приведенными положениями пункта 27 Методических указаний приравниваются к категории потребителей "население", не является исчерпывающим, суды всех трех инстанций сослались на перечень объединенных хозяйственных построек, к которым, помимо сараев и погребов, могут быть отнесены также и "иные сооружения". Таким образом, суды, обосновывая отнесение клуба, являющегося юридическим лицом, к первой из указанных групп (некоммерческие объединения граждан) ошибочно применили критерий, относящийся ко второй группе (объединенные хозяйственные постройки).
Поскольку клуб является юридическим лицом и самостоятельным абонентом по договору купли-продажи электрической энергии, при оценке правомерности действий службы, отказавшей в отнесении клуба к категории потребителей электрической энергии, приравненной к населению, необходимо было установить, относится ли клуб к некоммерческим объединениям граждан, перечисленным в пункте 27 Методических указаний. Поскольку клуб не является ни автостоянкой, ни гаражным или гаражно-строительным кооперативом, коллегия полагает, что вывод о допустимости его отнесения к категории потребителей, рассчитывающихся за электрическую энергию аналогично тарифной группе "население", и, следовательно, о неправомерности действий службы, не основан на законодательстве о регулируемых тарифах и ценах на розничном (потребительском) рынке электрической энергии.
Содержащийся в пункте 27 Методических указаний исчерпывающий перечень некоммерческих объединений граждан и его содержание (гаражно-строительные, гаражные кооперативы, автостоянки) исключают, по мнению коллегии, отнесение к таким юридическим лицам объединений собственников помещений, предназначенных для хранения каких-либо иных, кроме автомобилей, транспортных средств.
Кроме того, удовлетворяя требование клуба суды не учли, что служба, являющаяся органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, не наделена правомочиями по отнесению к потребителям, приравненным к тарифной группе "население", каких-либо иных групп потребителей, помимо перечисленных в пункте 27 Методических указаний. Следовательно, полагая, что некоммерческие объединения граждан - владельцев эллингов должны приравниваться в части оплаты электрической энергии к собственникам гаражей и машино-мест на автостоянках, клуб должен был оспаривать не действия службы, а содержание названной нормы Методических указаний.
Коллегия также считает, что исходя из содержания пункта 27 Методических указаний региональные органы по регулированию тарифов управомочены издавать решения об отнесении перечисленных в названной норме потребителей к тарифной группе "население". Такой формы решения вопроса об отнесении потребителей к данной группе, как письмо руководителя (директора) соответствующего органа, направленное в ответ на обращение конкретного заявителя и содержащее разъяснения действующего законодательства, Методические указания не предусматривают. Следовательно, клуб, не согласный с тем, что приказом службы N 50-02э/09 он не отнесен к потребителям, приравненным к населению, должен был оспаривать в суде указанный приказ, а не письмо службы от 11.06.2010 N 1010. Поскольку приказ, как правовой акт службы, в котором последняя реализовала полномочия, предусмотренные пунктом 27 Методических указаний, ни оспорен, ни признан недействительным или недействующим не был, у судов отсутствовали правовые основания для вывода о неправомерности действий службы, выразившихся в направлении клубу письма от 11.06.2010 N 1010.
Для установления единообразного толкования и применения норм материального права о порядке отнесения некоммерческих объединений граждан к группам потребителей, приравниваемых к тарифной группе "население", настоящее дело передается в Президиум Высшего Арбитражного Суда российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А21-5799/2010 Арбитражного суда Калининградской области для пересмотра в порядке надзора решения от 12.10.2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.02.2011, постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27.06.2011.
2. Направить копии определения, заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 30.01.2012.
Председательствующий судья |
О.Ю. Шилохвост |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 15 декабря 2011 г. N ВАС-14340/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А21-5799/2010
Истец: Региональная общественная организация "Водно-моторный клуб "Маяк" Светловского округа Калининградской области, РОО "Водно-моторный клуб "Маяк"
Ответчик: Служба по государственному регулированию цен и тарифов Калининградской области, Служба по государственному регулированию цен и тарифом Калининградской области
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 14340/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
27.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3713/11
01.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21962/2010
Хронология рассмотрения дела:
06.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 14340/11
15.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
09.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
25.10.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14340/11
27.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-3713/11
01.03.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-21962/2010