Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В., судей Козловой О.А., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Жулимова Игоря Анатольевича (ул. М.Горького, 37-А, офис 26, г. Пенза, 440000; далее - предприниматель) от 19.11.2011 о пересмотре в порядке надзора решения от 27.04.2011 и постановления от 04.08.2011 Федерального арбитражного суда Уральского округа по делу N Ф09-1915/11-15/11-С5 по заявлению предпринимателя к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области (ул. Генеральская, 6-А, г. Екатеринбург, 620062) о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - решения от 24.11.2009 по делу N А60-33213/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены: Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Министерство финансов Свердловской области, судебный пристав-исполнитель Алапаевского районного отделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области Тиунова Анна Викторовна, Алапаевское районное отделение Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, финансовое управление администрации муниципального образования "город Алапаевск", начальник финансового управления администрации муниципального образования "город Алапаевск", Глава муниципального образования "город Алапаевск".
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением арбитражного суда от 24.11.2009 по делу N А60-33213/2009-С9 удовлетворены требования предпринимателя - признано незаконным бездействие Главы муниципального образования "город Алапаевск" по выделению лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу А60-20767/2008-С1; на Главу муниципального образования "город Алапаевск" возложена обязанность выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-20767/2008-С1. Суд обязал Главу муниципального образования "город Алапаевск" и начальника финансового управления администрации муниципального образования "город Алапаевск" в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу А60-20767/2008-С1.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.02.2010 решение суда оставлено без изменения.
16.04.2010 на основании указанного решения по делу N А60-33213/2009-С9 выдан исполнительный лист N 001060179.
07.05.2010 судебным приставом-исполнителем Алапаевского районного отделения Управления Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области вынесено постановление о возбуждении исполнительного производства N 65/13/14433/9/2010.
Ссылаясь на неисполнение требований, содержащихся в исполнительном листе от 16.04.2010 N 001060179, предприниматель обратился в Федеральный арбитражный суд Уральского округа с заявлением о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение решения от 24.11.2009 по делу N А60-33213/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области в разумный срок и судебных расходов по делу.
Решением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 27.04.2011, оставленным без изменения постановлением того же суда от 04.08.2011, в удовлетворении заявления предпринимателя отказано, поскольку суды признали, что действия по исполнительному листу от 16.04.2010 N 001060179 по делу N А60-33213/2009-С9 не связаны с осуществлением выплаты бюджетных средств, между тем, частью 1 статьи 1 Федерального закона от 30.04.2010 N 68-ФЗ "О компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - Закон о компенсации) предусмотрено, что право на вышеназванную компенсацию может быть реализовано при обращении взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, суды указали, что решением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 15.12.2010 по делу Ф09-9156/10-19/10-С5, вступившим в законную силу, удовлетворено заявление предпринимателя о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение в разумный срок решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-20767/2008-С1, с муниципального образования "город Алапаевск" за счет средств казны муниципального образования в пользу предпринимателя взыскано 5000 рублей компенсации и 200 рублей судебных расходов по уплате государственной пошлины.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель указывает на незаконность и необоснованность решения от 27.04.2011 и постановления от 04.08.2011 Федерального арбитражного суда Уральского округа по настоящему делу, поскольку, по мнению заявителя, возложение исполнительным листом по делу N А60-33213/2009-С9 обязанности исполнить исполнительный документ по делу N А60-20767/2008-С1 является возложением обязанности на финансовый орган и его руководителя (должностное лицо) произвести выплаты за счет средств бюджета; ссылка суда на присуждение компенсации по иному делу неосновательна, поскольку Закон о компенсации распространяется как на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджета, так и на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих возложение обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц произвести выплаты за счет средств соответствующего бюджета. Кроме того, по мнению заявителя, поскольку судебные акты по делу N А60 -20767/2008-С1 и по настоящему делу исполняют разные органы и должностные лица, финансируемые за счет средств разных бюджетов, постольку и компенсация должна присуждаться за счет средств разных бюджетов.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов при наличии экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации.
Рассмотрев доводы заявителя и материалы дела, судебная коллегия отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 1 Закона о компенсации граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, российские, иностранные и международные организации, являющиеся в судебном процессе сторонами или заявляющими самостоятельные требования относительно предмета спора третьими лицами, взыскатели, должники, а также подозреваемые, обвиняемые, подсудимые, осужденные, оправданные, потерпевшие, гражданские истцы, гражданские ответчики в уголовном судопроизводстве, в предусмотренных федеральным законом случаях другие заинтересованные лица при нарушении их права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта, предусматривающего обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, в разумный срок могут обратиться в суд, арбитражный суд с заявлением о присуждении компенсации за такое нарушение в порядке, установленном настоящим Федеральным законом и процессуальным законодательством Российской Федерации.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.12.2010 N 30/64 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении дел о присуждении компенсации за нарушение права на судопроизводство в разумный срок или права на исполнение судебного акта в разумный срок" (далее - постановление Пленума N 30/64) действие Закона о компенсации распространяется, в том числе на случаи нарушения разумных сроков исполнения судебных актов, предусматривающих возложение обязанности на органы государственной власти, органы местного самоуправления, их должностных лиц, государственных или муниципальных служащих произвести выплаты за счет средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета по денежным обязательствам бюджетных (казенных) учреждений.
Таким образом, компенсация, предусмотренная Законом о компенсации, присуждается при нарушении разумных сроков исполнения судебных актов, предполагающих обращение взыскания на средства соответствующего бюджета, то есть возлагающих обязанности на соответствующие органы произвести выплаты.
Как обоснованно указанно судом кассационной инстанции, решением арбитражного суда от 24.11.2009 по делу N А60-33213/2009-С9 на Главу муниципального образования "город Алапаевск" возложена обязанность выделить лимиты бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-20767/2008-С1; на Главу муниципального образования "город Алапаевск" и начальника финансового управления в муниципальном образовании "город Алапаевск" возложена обязанность в случае недостаточности лимитов бюджетных обязательств (бюджетных ассигнований) и (или) объемов финансирования расходов изменить показатели сводной бюджетной росписи без внесения изменений в решение о бюджете города Алапаевска в пределах объема бюджетных ассигнований по соответствующему главному распорядителю средств местного бюджета для исполнения решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу N А60-20767/2008-С1.
Вышеуказанное решение арбитражного суда от 24.11.2009 не предполагает обращения взыскания на средства соответствующего бюджета, не возлагает обязанности на соответствующие органы произвести выплаты за счет средств соответствующего бюджета.
Взыскание за счет бюджетных средств муниципального образования "город Алапаевск" в целях защиты имущественного права предпринимателя должно быть осуществлено на основании решения Арбитражного суда Свердловской области от 26.12.2008 по делу А60-20767/2008-С1, за несвоевременное исполнение которого в пользу предпринимателя была взыскана компенсация в соответствии с Законом о компенсации.
Решение арбитражного суда от 24.11.2009, не предполагая взыскания за счет средств муниципального бюджета, предписывает совершение определенных мер организационного характера. За несвоевременное исполнение таких судебных актов Законом о компенсации не предусмотрено взыскание соответствующей компенсации. Однако предприниматель не лишен права реализовать иные средства защиты, предусмотренные законодательством Российской Федерации в целях защиты права, нарушенного несвоевременным исполнением судебного акта.
При таких обстоятельствах суд признаёт отсутствие предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации экстраординарных оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N Ф09-1915/11-15/11-С5 Федерального арбитражного суда Уральского округа в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 27.04.2011 и постановления от 04.08.2011 Федерального арбитражного суда Уральского округа по заявлению индивидуального предпринимателя Жулимова Игоря Анатольевича к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области о присуждении компенсации за нарушение права на исполнение судебного акта в разумный срок - решения от 24.11.2009 по делу N А60-33213/2009-С9 Арбитражного суда Свердловской области - отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
О.А. Козлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 10 января 2012 г. N ВАС-14295/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-33213/2009
Истец: Жулимов Игорь Анатольевич, ИП Жулимов Игорь Анатольевич
Ответчик: Глава МО "г. Алапаевск" Шаньгин С. В., Начальник финансового управления в МО "город Алапаевск" Р. В. Коновалова, Начальник Финуправления в МО "г. Алапаевск", Управление Федеральной службы судебных приставов по Свердловской области, Финансовое управление в МО "г. Алапаевск", Финансовое управление в Муниципальном образовании "город Алапаевск"
Третье лицо: Глава администрации МО "город Алапаевск", Глава муниципального образования "г. Алапаевск", Дума муниципального образования "город Алапаевск", Министерство финансов по Свердловской области, МО "Город Алапаевск" в лице Администрации г. Алапаевск, МУ "Служба единого заказчика "МО "Город Алапаевск", Начальник ФУ администрации МО "г. Алапаевск", СПИ Алапаевского РО УФССП по Свердловской области Тиунова А. В., Финансовое управление МО "Город Алапаевск"