Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального учреждения "Управление по спорту, туризму и молодежной политике администрации города Норильска" от 25.10.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 18.03.2011 по делу N А33-111/2011, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 по тому же делу по заявлению муниципального учреждения "Управление по спорту, туризму и молодежной политике администрации города Норильска", г. Норильск (далее - учреждение) к Управлению Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю, г. Дудинка (далее - управление) о признании недействительным предписания управления от 20.12.2010 N Т-511/1в (далее - предписание).
УСТАНОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 18.03.2011, оставленным без изменения постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011, в удовлетворении требования отказано.
В заявлении о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора учреждение просит их отменить, ссылаясь на неправильное толкование и применение судами норм Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах), поскольку учреждение не осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления.
Заявитель также ссылается на непринятие арбитражными судами во внимание того обстоятельства, что вступившим в законную силу решением суда общей юрисдикции прекращено производство по делу об административном правонарушении в отношении учреждения, возбужденному на основании предписания управления, оспариваемого в настоящем деле, при этом суд общей юрисдикции пришел к выводу об отсутствии события правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства.
Изучив материалы дела и доводы заявителя, коллегия судей приходит к выводу, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
Судом установлено, что оспариваемым предписанием обществу предложено устранить нарушения законодательства в сфере природопользования и в срок до 01.03.2011 разработать порядок осуществления производственного контроля в области обращения с отходами и согласовать его с федеральным территориальным органом исполнительной власти Российской Федерации в области обращения с отходами.
Отказывая в удовлетворении требования, суды исходили из того, что учреждение осуществляет деятельность в области обращения с отходами в виде их накопления, поскольку образующийся бытовой мусор, относящийся к 4 классу опасности, и ртутные лампы, ртутьсодержащие трубки (отработанные и брак, 1 класс опасности) временно складируются в специально оборудованных местах (на площадках) на основании заключенного между учреждением и обществом с ограниченной ответственностью "Жилищный трест" муниципального контракта на оказание услуг по вывозу и переработке мусора.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 309-ФЗ) в Закон об отходах были внесены изменения и дополнения, касающиеся, в частности, самого определения "обращение с отходами" и видов такой деятельности.
В прежней редакции Закона об отходах деятельность, в процессе которой образовывались отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов именовалась обращением с отходами и подлежала лицензированию.
Впоследствии стадия образования отходов была исключена из видов лицензируемой деятельности (Федеральный закон от 02.07.2005 N 80-ФЗ, постановление Правительства Российской Федерации от 26.08.2006 N 524, Федеральный закон от 08.11.2007 N 258-ФЗ).
С принятием Закона N 309-ФЗ введено новое понятие "обращение с отходами". В современной редакции в качестве стадии обращения с отходами отсутствует образование отходов, вместе с тем введено понятие "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, размещения.
Законом N 309-ФЗ также были внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов 1 - 1V класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов V класса опасности (в редакции, действовавшей на момент вынесения предписания).
Изучение практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона об отходах, свидетельствует об отсутствии единообразия в толковании судами одних и тех же норм этого Закона, регламентирующих обращение с отходами.
В частности, суды по-разному толкуют понятие "сбор отходов": в одних случаях суды полагают, что накопление и временное хранение собственных отходов хозяйствующими субъектами является сбором отходов и их размещением (то есть собственно обращением с отходами), в других случаях суды приходят к выводу, что только деятельность специализированных организаций, осуществляющих одну или несколько стадий обращения с отходами и имеющих лицензию на осуществление деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов может быть квалифицирована как обращение с отходами.
В целях формирования единообразных подходов в разрешении подобных споров дело передается в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-111/2011 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора решения от 18.03.2011, постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 23.08.2011 по тому же делу.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 марта 2012 г. N 15331/11
Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 10 февраля 2012 года.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 декабря 2011 г. N ВАС-15331/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-111/2011
Истец: МУ "Управление по спорту, туризму и молодежной политике Администрации города Норильска", МУ Управление по спорту, туризму и молодежной политики Администрации города Норильска
Ответчик: Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по КК, Управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Красноярскому краю
Хронология рассмотрения дела:
13.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15331/11
01.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/11
29.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/11
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/11
11.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15331/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-3459/11
09.06.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-1813/11