Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи И.И.Полубениной, судей О.М.Козырь, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление Пузырева А.В. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 04.02.2011, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.08.2011 по делу Арбитражного суда Московской области N А41-5107/10 по заявлению индивидуального предпринимателя Пузырева А.В. (уточненному в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации) к Администрации Одинцовского муниципального района Московской области о признании недействительным отказа администрации Одинцовского района (далее - администрация) в заключении с индивидуальным предпринимателем Пузыревым А.В. (далее - Пузырев А.В., предприниматель) договора на приобретение в собственность земельного участка площадью 207 кв. м, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в г. Одинцово, ул. Северная, д. 62А, выраженного в письме от 03.03.2010 N 223/963/ю/г и обязании администрации Одинцовского района заключить договор на приобретение Пузыревым А.В. указанного земельного участка. Также предприниматель просил признать незаконным бездействие администрации Одинцовского района в заключении с ним договора на приобретение в собственность земельного участка площадью 80 кв. метров, расположенного в границах Одинцовского муниципального района, городское поселение Одинцово, с местоположением в деревне Вырубово, д. 150, и обязать администрацию заключить с Пузыревым А.В. договор на приобретение этого земельного участка.
К участию в деле в качестве третьих лиц привлечены общество с ограниченной ответственностью "ИнвестСтройРегион", Министерство строительного комплекса Московской области, Администрация городского поселения Одинцово Одинцовского муниципального района Московской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Решением Арбитражного суда Московской области от 04.02.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Десятый арбитражный апелляционный суд постановлением от 30.05.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 29.08.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставлены без изменения.
Обращаясь в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора, Пузырев А.В. просит указанные судебные акты отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований ввиду нарушений судами единообразия в толковании и применении норм права.
Изучив доводы заявителя и материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как установлено судами и подтверждается материалами дела, предприниматель Пузырев А.В. является собственником объектов недвижимого имущества. Один магазин площадью 648,3 кв. метров расположен по адресу: Московская область, город Одинцово, ул. Северная, д. 62 "а". Второй магазин площадью 64,2 кв. метра расположен в Одинцовском районе, д. Вырубово, д. 150. (Свидетельства о государственной регистрации права от 22.09.2003 N 4703332 и от 16.12.1998 N 0179447).
С целью эксплуатации указанных магазинов с предпринимателем заключен договор аренды земельного участка от 05.02.1998 N 616 (дополнительное соглашение от 01.11.2001) общей площадью 207 кв. метров и договор от 27.07.1998 N 3 - общей площадью 80 кв. метров. Срок действия первого договора истекает 01.02.2013, второго - 01.08.2013.
Основываясь на положениях статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации, 05.03.2009 предприниматель обратился в администрацию Одинцовского района с заявлением о приобретении в собственность земельного участка площадью 207 кв. метров, а 15.09.2009 было подано заявление о приобретении в собственность земельного участка площадью 80 кв. метров.
Письмом от 03.03.2010 N 223/963/юр администрация отказала в выкупе земельного участка площадью 207 кв.метров, а в отношении другого земельного участка в установленные сроки не было рассмотрено по существу заявление о его выкупе.
Полагая, что отказ в удовлетворении ходатайства о приобретении в собственность одного земельного участка и бездействие в отношении рассмотрения ходатайства о выкупе второго земельного участка нарушают права предпринимателя, предоставленные ему земельным законодательством, им было подано настоящее заявление в арбитражный суд.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении заявленных требований, мотивируя судебные акты следующим.
Относительно земельного участка по адресу г. Одинцово, ул. Северная, 62А - постановлением Главы Одинцовского района Московской области от 19.08.2002 N 1882 предусмотрен комплекс мероприятий по реконструкции микрорайона N 3 г. Одинцово, в состав территории которого входит арендуемый предпринимателем земельный участок. В ходе реализации данного комплекса мероприятий разработан проект планировки территории микрорайона, утвержденный постановлением Администрации Одинцовского муниципального района от 11.09.2008 N 2224. Согласно проекту планировки, схеме архитектурно-планировочной организации территории (эскиз застройки микрорайона N 3 г. Одинцово), на спорном земельном участке предусмотрено строительство 18-этажного жилого дома.
При этом суды ссылались на пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", согласно которому правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта.
Однако решения судов в этой части не основаны на действующем законодательстве.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд (пункт 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации в редакции Федерального закона от 10.05.2007 N 69-ФЗ).
Аналогичные изменения внесены также 08.11.2007 в статью 28 Федерального закона "О приватизации государственного и муниципального имущества". Хотя ранее в редакции этого закона, действовавшей на момент принятия Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11, содержалось указание о том, что не подлежат отчуждению земельные участки, предусмотренные генеральными планами развития соответствующих территорий для использования в государственных либо общественных интересах.
Федеральным законом от 10.05.2007 N 69-ФЗ в Земельный кодекс Российской Федерации включена статья 70.1 "Резервирование земель для государственных или муниципальных нужд". В последующем постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2008 N 561 было утверждено Положение о резервировании земель для государственных или муниципальных нужд.
С учетом изложенного судам следовало проверить имелись ли у администрации Одинцовского района Московской области законные основания для отказа в приобретении в собственность земельного участка, занятого объектом недвижимого имущества, имея при этом ввиду, что действующее законодательство не содержит запрета на выкуп земельного участка для арендатора этого участка.
Рассматривая требования предпринимателя Пузырева А.В. относительно земельного участка по адресу д. Вырубово, д. 150, суды пришли к неправомерному выводу об отсутствии факта оспариваемого бездействия администрации.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
Приложение к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, кадастрового паспорта земельного участка является обязательным в соответствии с Перечнем документов, прилагаемых к заявлению о приобретении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и на котором расположены здания, строения, сооружения, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 30.10.2007 N 370.
Как установлено судами, при обращении предпринимателя Пузырева А.В. в администрацию с соответствующим заявлением в отношении земельного участка по адресу д. Вырубово, д. 150 кадастровый паспорт земельного участка заявителем не представлен.
В случае если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьей 29 Земельного Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости".
14.07.2010 индивидуальный предприниматель Пузырев А.В. обратился в администрацию Одинцовского района с заявлением о выдаче необходимой схемы. Однако из материалов дела и судебных актов не представляется возможным установить, была ли выполнена администрацией в установленные сроки предусмотренная законом обязанность.
При таких обстоятельствах дело Арбитражного суда Московской области N А41-5107/10 подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в целях формирования единообразной практики толкования и применения норм материального права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
1. передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А41-5107/10 Арбитражного суда Московской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Московской области от 04.02.2011, постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 30.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.08.2011.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, предоставить отзыв в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора до 01.03.2012.
Председательствующий судья |
И.И. Полубенина |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 января 2012 г. N ВАС-15372/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А41-5107/2010
Истец: Пузырев А В, Пузырев А. В.
Ответчик: Администрация Одинцовского муниципального района Московской области, Администрация Одинцовского района
Третье лицо: Администрация г. Серпухова, Министерство строительного комплекса Московской области, ООО "А, Администрация городского поселения Одинцово, Администрация городского поселения Одинцово Московской области, Министерство строительного комплекса Московской области, ООО "ИнвестСтройРегион", ООО "ИнвестСтройРегион" г. Одинцово
Хронология рассмотрения дела:
25.09.2012 Решение Арбитражного суда Московской области N А41-5107/10
27.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15372/11
27.03.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-15372/11
26.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15372/11
30.05.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-1947/11