Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Муриной О.Л., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром" (а/я 333, Нижнекамск-11, Республика Татарстан, 423570) о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2011 по делу Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26487/2010 по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром" к Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Республике Татарстан (ул. Шинников, д. 4, г. Нижнекамск, Республика Татарстан, 423570) о признании частично недействительным решения от 06.09.2010 N 34.
Суд установил: общество с ограниченной ответственностью "Камэнергостройпром" обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительными пунктов 1.2.а и 1.2.б мотивировочной части решения Межрайонной инспекции ФНС России N 11 по Республике Татарстан от 06.09.2010 N 34, касающихся доначисления налога на прибыль за 2009 год, начисления пеней и штрафа.
Решением суда первой инстанции от 16.02.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.04.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 18.08.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции в части признания недействительным пункта 1.2.а решения инспекции отменил, в отмененной части в удовлетворении требования отказал, в остальной части судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит пересмотреть в порядке надзора постановление суда кассационной инстанции в части отказа в удовлетворении требования по эпизоду, связанному с уменьшением налоговой базы по налогу на прибыль на сумму расходов, произведенных для проведения ремонтных работ. По мнению общества, постановление суда кассационной инстанции в оспариваемой части нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Рассмотрев и обсудив доводы, изложенные в заявлении, а также исходя из содержания судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не усматривает оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка общества за период с 01.01.2008 по 31.12.2009.
В результате проверки инспекцией сделан вывод о неправомерном отнесении на расходы затрат в сумме 61 365 551 рубля 05 копеек, произведенных обществом в 2009 году в связи с проведением ремонтных работ на объектах основных средств, обществу доначислены налог на прибыль, начислены пени и штраф.
Управление ФНС России по Республике Татарстан решение инспекции оставило без изменений.
Судами установлено, что доначисление 12 273 110 рублей налога на прибыль связано с выводами инспекции о занижении обществом налоговой базы по налогу, в связи с включением в расходы затрат, связанных с ремонтом основных средств. По мнению инспекции, финансирование текущего ремонта должно осуществляться за счет резерва предстоящих расходов на ремонт основных средств, созданного обществом в 2009 году, сумма отчислений в который (в размере 182 369 499 рублей) учтена обществом в составе расходов.
Суды первой и апелляционной инстанций признали решение инспекции по указанному эпизоду недействительным, поскольку пришли к выводу о том, что Налоговый кодекс Российской Федерации (далее -Кодекс) допускает различные способы формирования резервов в зависимости от вида выполняемого ремонта и не ограничивает возможности уменьшения налоговой базы на сумму превышения фактических затрат над суммой резерва. По мнению судов, различные способы формирования резервов, создание которых предусмотрено пунктом 3 статьи 260 Кодекса, предполагают, что отчисления в резерв по долгосрочным и дорогостоящим видам ремонта имеют целевой характер, определяются налогоплательщиком самостоятельно в отношении конкретных объектов основных средств.
По мнению судов, статья 324 Кодекса устанавливает лишь предельный размер резерва предстоящих расходов на обычный ремонт основных средств, ограничивая его средней величиной фактических расходов на ремонт сложившихся за последние три года. Иных ограничений формирования резерва на предстоящий ремонт и расходов на его проведение, по мнению судов, не установлено.
Суд кассационной инстанции исходил из положений статьи 260 и пункта 2 статьи 324 Кодекса: в случае, если налогоплательщик создает резерв предстоящих расходов на ремонт основных средств, сумма фактически осуществленных затрат на проведение ремонта списывается за счет средств указанного резерва.
Вывод суда кассационной инстанции соответствует правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении от 05.04.2005 N 14184/04.
Следовательно, доводы общества не подтверждают нарушение судом кассационной инстанции единообразия в толковании и применении арбитражным судов норм права.
Ввиду отсутствия оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А65-26487/2010 Арбитражного суда Республики Татарстан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.08.2011 отказать.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
О.Л. Мурина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 2012 г. N ВАС-16387/11
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А65-26487/2010
Истец: ООО "Камэнергостройпром", г. Нижнекамск
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N11 по Республике Татарстан,г.Нижнекамск
Хронология рассмотрения дела:
16.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16387/11
06.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16387/11
18.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6593/11
22.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3809/11
19.01.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-13902/2010