Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Разумова И.В., судей Весенёвой Н.А. и Иванниковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Лизинговая компания "КАМАЗ" (город Набережные Челны) от 22.11.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2011 по делу N А07-2067/2010, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2011 по тому же делу по иску закрытого акционерного общества "Авиакомпания "Уфимские авиационные линии" (город Уфа; далее - авиакомпания) к открытому акционерному обществу "Мезон-Авто" (город Уфа; далее - общество "Мезон-Авто"), открытому акционерному обществу "Лизинговая компания "КАМАЗ" (город Набережные Челны; далее - лизинговая компания "КАМАЗ") и открытому акционерному обществу "КАМАЗ" (город Набережные Челны; далее - акционерное общество "КАМАЗ") о признании права собственности на автомашину "КАМАЗ 54115-015" (VIN XTC54115R72288676) и полуприцеп "НефАЗ 96742-10-01" (VIN X1F96742M 6 0002760), а также об обязании ответчиков совершить необходимые действия по передаче в собственность указанных транспортных средств и технической документации на них.
Суд
УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 17.06.2010 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 22.09.2010 указанное решение отменено, дело направлено на новое рассмотрение в арбитражный суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 10.03.2011, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011, исковые требования удовлетворены: признано право собственности авиакомпании на автомашину и полуприцеп, на лизинговую компанию "КАМАЗ" и акционерное общество "КАМАЗ" возложена обязанность по передаче авиакомпании паспортов упомянутых транспортных средств.
Постановлением Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2011 решение суда первой инстанции от 10.03.2011 и постановление суда апелляционной инстанции от 26.05.2011 оставлены без изменения.
Лизинговая компания "КАМАЗ" не согласна с принятыми при новом рассмотрении дела судебными актами, в поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации заявлении о пересмотре этих судебных актов в порядке надзора просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм права.
Изучив материалы дела и доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу о том, что дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации ввиду следующего.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций и следует из материалов дела, между лизинговой компанией "КАМАЗ" (лизингодателем) и обществом "Мезон-Авто" (лизингополучателем) заключены договоры от 05.02.2007 N Л-0832/07/ЛК и от 21.03.2007 N Л-1030/07/ЛК финансовой аренды (лизинга) автотранспортных средств с правом выкупа, в том числе спорных автомашины "КАМАЗ" и полуприцепа "НефАЗ"
Письмом от 04.09.2008 N 86001/3026 лизинговая компания "КАМАЗ" дала согласие обществу "Мезон-Авто" на передачу названных автомашины и полуприцепа в сублизинг авиакомпании.
В тот же день общество "Мезон-Авто" заключило с авиакомпанией (субарендатором) договор сублизинга упомянутых транспортных средств от 04.09.2008 N 119.
По условиям договора сублизинга при оплате авиакомпанией всех предусмотренных сделкой платежей имущество переходит в её собственность по подписываемому сторонами данного договора акту.
Авиакомпания исполнила принятые по договору сублизинга обязательства в полном объеме, в связи чем 15.01.2010 обратилась к обществу "Мезон-Авто" с требованием оформить передачу ей в собственность автомашины и полуприцепа.
Письмом от 18.01.2010 общество "Мезон-Авто", признав факт исполнения обязательств авиакомпанией, известило ее о том, что не имеет возможности выполнить заявленное требование ввиду отсутствия оригиналов паспортов транспортных средств, что и послужило причиной обращения в суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковые требования, суды трех инстанций исходили из того, что авиакомпания, надлежаще исполнив обязательства по договору сублизинга с правом выкупа, согласие на заключение которого было дано лизинговой компанией "КАМАЗ" (лизингодателем), приобрела право собственности на автомашину и полуприцеп.
Между судами не учтено следующее.
В соответствии с абзацем первым пункта 1 статьи 8 Федерального закона от 2910.1998 N 164-ФЗ "О финансовой аренде (лизинге)" (далее - Закон о лизинге) сублизингом признается вид поднайма предмета лизинга, при котором лизингополучатель по договору лизинга передает третьим лицам (лизингополучателям по договору сублизинга) во владение и в пользование за плату и на срок в соответствии с условиями договора сублизинга имущество, полученное ранее от лизингодателя по договору лизинга и составляющее предмет лизинга.
Однако лизингополучатель, передавая имущество во временное владение и пользование названному третьему лицу, сам не выступает в роли лизингодателя, поскольку между ним и третьим лицом не возникает отношений по финансовой аренде (статья 665 Гражданского кодекса Российской Федерации), для которых характерно совершение лизингодателем действий по заключению договора купли-продажи лизингового имущества с продавцом в соответствии с указаниями лизингополучателя. Отношения по сублизингу связаны с субарендой лизингового имущества и подлежат регулированию общими положениями об аренде, предусмотренными параграфом первым главы 34 Гражданского кодекса Российской Федерации, с учетом особенности, установленной абзацем вторым пункта 1 статьи 8 Закона о лизинге.
При этом пункт 2 статьи 455 Гражданского кодекса Российской Федерации допускает возможность заключения договора купли-продажи товара, который будет приобретен продавцом в будущем (далее - договор купли-продажи будущей вещи).
Таким образом, само общество "Мезон-Авто" не осуществляло деятельность в качестве лизинговой компании, а рассматриваемый договор сублизинга в соответствии с правилами пункта 3 статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации следовало квалифицировать как смешанный, содержащий в себе элементы договора субаренды и договора купли-продажи будущей вещи.
Авиакомпания, заключая на свой страх и риск договор сублизинга, знала о том, что общество "Мезон-Авто" является лишь лизингополучателем и, соответственно, осознавало, что титул собственника предмета лизинга (автомашины и полуприцепа) общество "Мезон-Авто" может приобрести только в будущем.
По сути, на разрешение суда передан спор, связанный с неисполнением обществом "Мезон-Авто" обязательств, вытекающих из отношений по купле-продаже будущей вещи.
Судами установлено, что общество "Мезон-Авто" свои обязательства по договору лизинга не исполнило, цену этой сделки лизинговой компании "КАМАЗ" не уплатило, лизинговое имущество у нее не выкупило.
Поскольку у общества "Мезон-Авто" (продавца будущей вещи) не возникло право собственности на спорное имущество, оно не могло передать данное право авиакомпании. Следовательно, за счет общества "Мезон-Авто" не могло быть удовлетворено требование истца о понуждении к исполнению обязательства по передаче индивидуально-определенной вещи в собственность авиакомпании. Авиакомпания (покупатель будущей вещи) вправе была потребовать от общества "Мезон-Авто" возврата уплаченной в счет погашения выкупной цены денежной суммы и уплаты процентов на нее (пункты 3 и 4 статьи 487 Гражданского кодекса Российской Федерации), а также возмещения причиненных убытков (статья 393 Кодекса).
Лизинговая компания "КАМАЗ" в договорных отношениях с авиакомпанией не состоит, поэтому она не может быть признана лицом, ответственным за невыполнение обществом "Мезон-Авто" обязательств, принятых по договору сублизинга. Основания передачи лизинговой компанией "КАМАЗ" в соответствии с пунктом 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации титула собственника обществу "Мезон-Авто" не наступили. Поэтому данная лизинговая компания не может быть в судебном порядке понуждена к совершению действий по передаче имущества в собственность авиакомпании.
Акционерное общество "КАМАЗ" не является ни лицом, претендующим на титул собственника в отношении спорного имущества, ни участником отношений, возникших из договора лизинга, ни стороной договора сублизинга, а потому оно не может быть признано надлежащим ответчиком по делу.
Ссылки судов на то, что лизинговая компания "КАМАЗ" взыскала с общества "Мезон-Авто" задолженность по договорам лизинга и включилась в реестр требований кредиторов несостоятельного общества "Мезон-Авто", не свидетельствуют об обоснованности иска авиакомпании, так как фактически задолженность перед лизинговой компанией "КАМАЗ" не была погашена, равно как и не был удовлетворен законный имущественный интерес упомянутой лизинговой компании в размещении денежных средств, основанный на положениях статей 665 и 624 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 2 Закона о лизинге.
При изложенных обстоятельствах оспариваемые судебные акты могут нарушать единообразие в толковании и применении судами норм права, что в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации является основанием для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А07-2067/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 10.03.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 23.08.2011.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 26.03.2012.
Председательствующий судья |
И.В. Разумов |
Судьи |
Н.А. Весенёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24 февраля 2012 г. N ВАС-16848/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-2067/2010
Истец: ЗАО Авиакомпания "Уфимские авиалинии", ЗАО АК "Уфимские авиалинии"
Ответчик: ОАО "Камаз", ОАО "Лизинговая компания КАМАЗ", ОАО "Мезон-Авто"
Хронология рассмотрения дела:
24.04.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16848/11
24.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16848/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16848/11
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16848/11
23.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7704/10
26.05.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-4306/11
10.03.2011 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2067/10
22.09.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-7704/10-С3
17.06.2010 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-2067/10