Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Петровой С. М., Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (450000, г. Уфа, ул. Коммунистическая, 59) от 31.10.2011 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11.08.2011 по делу N А07-19656/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (г. Уфа, ул. К. Маркса, 23) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан о признании недействительными решений от 13.09.2010 NN 21932, 21933, 21932.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Республики Башкортостан.
Суд установил: общество с ограниченной ответственностью "Урал Лото" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением о признании недействительными решений Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 40 по Республике Башкортостан (далее - инспекция) от 13.09.2010 NN 21932, 21933, 21932, которыми предусмотрено доначисление налога на добавленную стоимость в сумме 39 622 рубля за первый квартал 2009 года, 4 966 677 рублей за четвёртый квартал 2009 года и 21 508 497 рублей за первый квартал 2010 года.
Решением суда первой инстанции от 03.02.2011, оставленным без изменения постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2011, в удовлетворении требования общества отказано.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 11.08.2011 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанции отменил, заявленные требования удовлетворил, решения инспекции признал недействительными.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановления суда кассационной инстанции инспекция просит его отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении этим судом подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс). Инспекция полагает, что выдаваемое уполномоченным органом субъекта Российской Федерации разрешение является документом, дающим право на проведение лотереи на соответствующей территории, а не решением органа власти, обязывающим провести лотерею. Инспекция также обращает внимание на то, что цели проведения лотерей разнятся в зависимости от того, проводится лотерея на основании решения или по разрешению исполнительного органа государственной власти. При этом инспекция отмечает, что целью проведения государственной региональной лотереи, осуществляемой на основании решения высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации, является привлечение дополнительных денежных средств в бюджет субъекта Российской Федерации для финансирования государственно значимых программ (статья 14 Федерального закона "О лотереях" (далее - Закон о лотереях). Что касается негосударственной лотереи, то коммерческая организация, получив соответствующее разрешение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, проводит такую лотерею в целях извлечение прибыли (статья 6 Закона о лотереях).
Рассмотрев доводы, приведённые в заявлении инспекции, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований, предусмотренных статьёй 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи настоящего дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судами и следует из материалов дела, обществом для получения разрешений на проведение на территории Республики Башкортостан негосударственных лотерей "Счастливые сердца" и " Лото 6 из 40" (далее - лотереи) были направлены в Комиссию Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг соответствующие комплекты документов. Названная комиссия в письмах от 25.11 2008 N 36-614 и от 30.01.2009 N 40-40/01 сообщила о согласии на проведение обществом лотерей, а также о включении таких лотерей в государственный реестр региональных лотерей в Республике Башкортостан.
По результатам камеральных проверок уточнённых налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость инспекция установила занижение налоговой базы по налогу на добавленную стоимость вследствие необоснованного применения обществом льготы, предусмотренной подпунктом 8.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса при совершении операций по проведению лотерей. По мнению инспекции, лотерея, проводимая обществом, не относится к числу лотерей, которые в соответствии с указанной нормой Кодекса не облагаются налогом на добавленную стоимость.
Не согласившись с решением инспекции, общество обжаловало его в Арбитражный суд Республики Башкортостан.
Согласно подпункту 8.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость операции по проведению лотерей, проводимых по решению уполномоченного органа исполнительной власти, включая оказание услуг по реализации лотерейных билетов.
Суды первой и апелляционной инстанций отказали обществу в признании недействительными решений инспекции, поскольку пришли к выводу о том, что выдача разрешений на проведение лотерей коммерческим организациям не тождественна принятию уполномоченным органом исполнительной власти решения о проведении лотерей. Сославшись на пункт 14 Закона о лотереях, суды сочли, что на основании указанной нормы Кодекса не подлежат налогообложению только лотереи, проводимые на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суды также учитывали, что лотереи проводились обществом по разрешению, выданному Комиссией Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг, на которую постановлением Правительства Республики Башкортостан от 25.08.2004 N 158 "Об уполномоченном органе исполнительной власти Республики Башкортостан по государственному регулированию отношений, возникающих в области организации региональных лотерей и их проведения на территории Республики Башкортостан" возложена функция по рассмотрению заявлений о выдаче разрешений на проведение негосударственных лотерей на территории этой республики, а не на основании решения высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Суд кассационной инстанции отменил вышеназванные судебные акты, поскольку пришёл к выводу о неверном толковании этими судами подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Удовлетворяя требования общества, суд исходил из того, что льгота, предусмотренная указанной нормой Кодекса, ориентирована не на организатора лотереи, а на способ получения разрешения на её организацию и проведение.
При этом суд отметил, что согласно статье 3 Закона о лотереях лотереи в зависимости от организатора подразделяются на государственные и негосударственные лотереи. Порядок организации негосударственных лотерей (то есть осуществления мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи - согласно понятию, содержащемуся в пункте 7 статьи 2 Закона о лотереях) регламентирован статьей 6 Закона о лотереях. В силу названной нормы разрешение на проведение такой лотереи выдается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации, уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления по итогам рассмотрения заявления о выдаче разрешения. Рассмотрение вопроса о выдаче разрешения завершается принятием решения на проведение лотереи или об отказе в выдаче такого разрешения. Общество проводило упомянутые лотереи на основании разрешений, оформленных письмами уполномоченного органа - Комиссии Республики Башкортостан по рынку ценных бумаг.
Анализ судебной арбитражной практики при рассмотрении дел со схожими обстоятельствами также показал отсутствие единообразия при рассмотрении судами аналогичных споров.
Так, при рассмотрении дела N А40-88372/09-87-481 Арбитражного суда города Москвы суды первой и апелляционной инстанций признали правомерным применение налогоплательщиком подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса, поскольку исключений в отношении негосударственных лотерей в названной норме не содержится. Федеральный арбитражный суд Московского округа судебные акты судов нижестоящих инстанций отменил, так как счел, что налогом на добавленную стоимость не облагаются операции по проведению только тех лотерей, решение о проведении которых было принято высшим уполномоченным органом исполнительной власти.
Судами трех инстанций при рассмотрении дела N А07-2249/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан также по-разному истолковано положение подпункта 8.1 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Так, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что налогоплательщик необоснованно воспользовался льготой по налогу на добавленную стоимость, поскольку она распространяется только на государственные и муниципальные лотереи, проведение которых регламентируется нормами статей 13, 14, 15 Закона о лотереях. Отменяя решение суда первой инстанции, суды апелляционной и кассационной инстанций пришли к такому же выводу, как и суд кассационной инстанции по настоящему делу.
Учитывая изложенное, необходимо обеспечить единообразное толкование судами рассматриваемого положения Кодекса.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А07-19656/2010 Арбитражного суда Республики Башкортостан.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Урал Лото" представить отзыв на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора, обеспечив его поступление в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до 15 апреля 2012 года.
Председательствующий судья |
М.Г. Зорина |
Судьи |
С.М. Петрова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N ВАС-15474/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-19656/2010
Истец: ООО "Урал Лото"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России N 40 по Республике Башкортостан, Межрайонная ИФНС России N40 по Республике Башкортостан, Министерство финансов РБ
Третье лицо: Министерство финансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 15474/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
08.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/11
18.11.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15474/2011
11.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-4124/11
05.05.2011 Определение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-19656/10
19.04.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-3058/11