Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Валявиной Е.Ю. и Дедова Д.И. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, 9, г. Москва, 910097) и заявление Министерства финансов Хабаровского края (ул. Фрунзе, 72, г. Хабаровск, 680002) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 03.06.2011 по делу N А73-5188/2009, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2011 по тому же делу по иску муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" (далее - предприятие) к Министерству финансов Хабаровского края, Министерству социальной защиты населения Хабаровского края, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании с Министерства финансов Российской Федерации
33 929 049 рублей 37 копеек, с Министерства финансов Хабаровского края 1 135 967 рублей 49 копеек убытков, понесенных заявителем в связи с перевозкой граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году (уточненные требования).
Другие лица, участвующие в деле: Финансовый департамент администрации города Хабаровска.
СУД УСТАНОВИЛ:
определением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 производство по делу в части требования предприятия к Министерству социальной защиты Хабаровского края прекращено ввиду отказа истца от иска в указанной части.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 21.12.2009 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2010 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 30.04.2010 решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций оставил без изменения.
Постановлением Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25.01.2011 решение от 21.12.2009, постановление суда апелляционной инстанции от 15.02.2010 и постановление суда кассационной инстанции от 30.04.2010 отменены, дело направлено на новое рассмотрение.
Решением Арбитражного суда Хабаровского края от 03.06.2011 требования удовлетворены.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 решение суда первой инстанции от 03.06.2011 изменено: взыскано с Хабаровского края в лице Министерства финансов Хабаровского края за счет казны Хабаровского края в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" 1 135 967 рублей 49 копеек убытков; взыскано с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу Муниципального унитарного предприятия города Хабаровска "Трамвайно-троллейбусное управление" 33 929 049 рублей 37 копеек убытков.
Постановлением Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2011 постановление суда апелляционной инстанции от 08.08.2011 оставлено без изменения.
В заявлении о пересмотре обжалуемых судебных актов в порядке надзора Министерство финансов Российской Федерации просит их отменить, ссылаясь на документально неподтвержденный размер убытков у предприятия и возмещение последнему всех расходов, возникших при перевозке граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании единого социального проездного билета, в порядке, установленном постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 "Об организации льготного проезда отдельных категорий граждан на территории Хабаровского края" (далее - постановление губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122).
Министерство финансов Хабаровского края в заявлении о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора просит их отменить, ссылаясь на принятие решения от 03.06.2011 судом первой инстанции в незаконном составе, поскольку судья до назначения его на должность являлся муниципальным служащим юридического отдела финансового департамента администрации города Хабаровска в связи с чем подлежал отводу на основании пункта 6 части 1 статьи 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации; отсутствие в материалах дела результатов натурного обследования пассажиропотока; к участию в деле привлечены органы, а не публично-правовые образования, с которых взысканы убытки.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив обжалуемые судебные акты и рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлениях, не находит названных оснований.
Предприятие в 2008 году во исполнение постановления губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 и на основании заключенного с администрацией Хабаровска соглашения от 15.01.2008 N 1.1-22/14 об организации перевозки в городском транспорте общего пользования отдельных категорий граждан по единому социальному проездному билету в 2008 году осуществляло перевозку граждан, имеющих право на бесплатный проезд в общественном транспорте на основании такого билета.
Неполное возмещение расходов на предоставление названных льгот из соответствующих бюджетов послужило основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленное требование, суды исходили из возможности использования расчетного метода ввиду отсутствия на законодательном уровне, в том числе в конкретном субъекте Российской Федерации, способа расчета размера не полученной платы от льготной категории пассажиров и их количества.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В качестве доказательства размера возникших убытков и в обоснование расчета предприятие сослалось, в том числе на результаты натурных обследований пассажиропотока, проведенных в городе Хабаровске в период с 15 октября по 24 октября 2007 года, на основании постановления мэра города Хабаровска от 01.10.2007 N 1592 и утвержденных распоряжением мэра города Хабаровска от 19.03.2008 N 735-р.
Оценив представленные предприятием доказательства в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды пришли к выводу, что расходы, связанные с перевозкой отдельных категорий граждан, пользующихся льготой, профинансированы в соответствии с постановлением губернатора Хабаровского края от 17.05.2005 N 122 не в полном объеме.
Представленный предприятием расчет не опровергнут ни Министерством финансов Российской Федерации, ни Министерством Хабаровского края, иная методика расчета убытков предприятия ими не представлена.
Ссылки заявителей на судебные акты по другим арбитражным делам неосновательны, поскольку по этим делам установлены иные фактические обстоятельства.
Довод Министерства финансов Хабаровского края о принятии решения незаконным составом суда, ввиду отклонения судом первой инстанции ходатайства об отводе судьи, был рассмотрен судом апелляционной инстанции и отклонен как не подтвержденный доказательствами.
Доводы заявителей об оценке доказательств в обоснование размера убытков свидетельствуют не о нарушении единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального и процессуального права, а о несогласии с установленными по делу фактическими обстоятельствами и оценкой судом доказательств, что не может быть предметом рассмотрения суда надзорной инстанции.
При этом все доводы заявителей, вновь приведенные в заявлениях о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом рассмотрения и оценки судов нижестоящих инстанций.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А73-5188/2009 Арбитражного суда Хабаровского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 03.06.2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 08.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 18.11.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судьи |
Е.Ю. Валявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 5 марта 2012 г. N ВАС-9621/10
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
27.04.2012 Решение Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/10
05.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
18.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-5642/11
08.08.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-3050/11
25.01.2011 Постановление Президиума ВАС РФ N 9621/10
10.11.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
02.09.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
20.08.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
07.07.2010 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9621/10
30.04.2010 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-2519/2010