Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Г.Д.Пауля, судей О.М.Козырь, И.И.Полубениной рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г.Самара, о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011 по делу N А55-19694/2010 Арбитражного суда Самарской области по заявлению открытого акционерного общества "Самаранефтегаз", г. Самара, (далее - заявитель, общество) к Министерству природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области, г. Самара, (далее - министерство) о признании незаконным предписания министерства от 03.06.2010 об устранении нарушения лесного законодательства.
При участии третьего лица: Главы муниципального района Исаклинский Самарской области.
Суд установил:
Решением Арбитражного суда Самарской области от 31.01.2011 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011 решение оставлено без изменений.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит отменить оспариваемые судебные акты, как нарушающие единообразие в применении и толковании норм права.
Изучив доводы, изложенные в заявлении, материалы дела, а также обжалуемые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к заключению о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, исходя из следующего.
При рассмотрении дела судами установлено, что на основании акта проверки соблюдения лесного законодательства N 1 от 03.06.2010 министерство направило заявителю предписание об устранении нарушения лесного законодательства.
Согласно указанному предписанию заявитель обязывался, в частности, заключить договор аренды лесных участков, имеющих местоположение: Самарская область, Исаклинский район, Сергиевское лесничество, Аделяковское участковое лесничество, квартал N 8, выдел N2 для разработки месторождения полезных ископаемых со скважины N428 Якушкинского месторождения, а также на все объекты заявителя, расположенные на участках Сергиевского лесничества, застроенные линейными объектами заявителя путем подачи заявления в министерство согласно порядку подготовки и заключения договора аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности.
Считая вышеуказанное предписание незаконным, общество обратилось в арбитражный суд.
Принимая решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, суды, в частности, пришли к выводу об обязанности общества оформить права аренды на участки, на которых непосредственно расположены эксплуатируемые обществом линейные объекты.
В соответствии с положением о министерстве, утвержденным постановлением правительства Самарской области от 18.02.2009 N 34, к полномочиям министерства отнесено, в том числе, осуществление на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны); установление перечня должностных лиц, осуществляющих государственный лесной контроль и надзор; предоставление в пределах земель лесного фонда лесных участков в постоянное (бессрочное) пользование, аренду, безвозмездное срочное пользование.
При рассмотрении вопроса о законности предписания в части обязания общества заключить договоры аренды лесных участков судами не учтены нормы части 2 статьи 3 Лесного кодекса Российской Федерации, согласно которым имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, регулируются гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации, если иное не установлено Лесным кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
На основании представленных министерством материалов лесоустройства и свидетельства о государственной регистрации права собственности Российской Федерации от 18.03.2005 серии 63-АБ 427990 на участок лесного фонда площадью 75 930 000,00 кв.м, расположенного по адресу: Самарская область Исаклинский район, Аделяковское лесничество Сергиевского лесхоза, судами сделан вывод о том, что объекты общества находятся на землях лесного фонда.
При этом судами не принят во внимание договор аренды от 09.03.2005 между обществом (арендатор) и главой Исаклинского района (арендодатель) земельного участка площадью 664 241,23 кв.м, кадастровый номер 63:19:00 00 000:0063, для размещения производственных объектов на Якушкинском месторождении нефти, расположенных на территории Исаклинского района, поскольку, как указал суд, данный договор оформлен в соответствии с земельным законодательством и не может заменить документы, подтверждающие право заявителя на лесопользование, подлежащее оформлению в соответствии с требованиями лесного законодательства.
Согласно статье 7 Лесного кодекса Российской Федерации лесным участком является земельный участок, границы которого определяются в соответствии со статьями 67, 69 и 92 указанного Кодекса.
Право собственности Российской Федерации на земельный участок, расположенный по адресу: Самарская область Исаклинский район, земли СПК им.Калинина, СПК "Шунгут" Сергиевского лесхоза, как на земли промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения (далее - земли промышленности) зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП) 27.04.2004 (свидетельство о государственной регистрации права серии 63-АБ 082690 от 28.04.2004).
Довод заявителя о том, что земельные участки, входящие в состав земельного участка с кадастровым номером 63:19:00 00 000:0063, в том числе, и под опорами линий электропередачи напряжением 6 кВ, поставлены на кадастровый учет как земли промышленности, отклонен судами на том основании, что общество обязано оформить данные участки как участки лесного фонда на территории Сергиевского лесничества в соответствии с лесным законодательством.
Между тем, право Российской Федерации на земельный участок с кадастровым номером 63:19:00 00 000:0063, арендуемый обществом как земли промышленности, было оформлено ранее оформления права Российской Федерации на участок лесного фонда с кадастровым номером 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 75 930 000,00 кв.м.
Тот факт, что земельный участок с кадастровым номером 63:19:00 00 000:0063 площадью 664 241,23 кв.м входит в состав участка с кадастровым номером 63:19:0000000:1306(001)//0:0000000:0//0000:00:0000:000:0:0 площадью 75 930 000, кв.м, подтвержден материалами дела и ни одной из сторон не опровергается.
Кадастровый учет земельных участков осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2007 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (далее - Федеральный закон 221-ФЗ), статьями 5, 7 которого предусмотрено, что сведения о земельном участке как об объекте недвижимости - не повторяющийся во времени и на территории Российской Федерации государственный учетный номер, описание местоположения его границ, сведения о лесах, водных объектах, иных природных объектах, расположенных в его границах, категория земель, к которой он отнесен, его разрешенное использование, содержатся в государственном кадастре недвижимости.
Таким образом, надлежащим доказательством отнесения земельного участка к той или иной категории, вида его разрешенного использования и описания его границ являются сведения государственного кадастра недвижимости.
Статьей 45 Федерального закона 221-ФЗ государственный кадастровый учет объектов недвижимости, осуществленный в установленном законодательством порядке до дня вступления в силу данного Федерального закона или в переходный период его применения с учетом определенных статьей 43 Федерального закона 221-ФЗ особенностей, признается юридически действительным, и такие объекты считаются объектами недвижимости, учтенными в соответствии с названным Федеральным законом (ранее учтенные объекты недвижимости).
Как следует из положений статей 87 и 101 Земельного кодекса Российской Федерации земли промышленности и земли лесного фонда являются разными категориями земель. Земельный участок, относящийся к одной категории, не может одновременно являться и участком другой категории.
Кроме того, суды не учли, что в силу статьи 421 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Понуждение к заключению договора не допускается, за исключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотрена Гражданским кодексом Российской Федерации, законом или добровольно принятым обязательством.
Признавая оспариваемое предписание соответствующим действующему законодательству в части обязания общества заключить договоры аренды, суды исходили из того, что такая обязанность установлена Лесным кодексом Российской Федерации.
Между тем, суды не учли, что если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор (часть 4 статьи 445 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Исходя из изложенного, в целях формирования единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в силу пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать дело Арбитражного суда Самарской области А55-19694/2010 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 31.01.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.04.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 17.08.2011 по тому же делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22 мая 2012 г. N 16576/11
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 09 апреля 2012 года.
Председательствующий судья |
Г.Д. Пауль |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 29 февраля 2012 г. N ВАС-16576/11
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-19694/2010
Истец: ОАО "Самаранефтегаз"
Ответчик: Министерство природопользования,лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области
Третье лицо: Глава Исаклинского района Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
25.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5532/13
19.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16632/12
09.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10
22.05.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 16576/11
29.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
10.01.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
12.12.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16576/11
17.08.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6276/11
13.04.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2653/11
31.01.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19694/10