Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи О.М.Козырь, судей Г.Д.Пауля, Г.Г.Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление гаражно-эксплуатационного потребительского кооператива "Северный", г. Тольятти о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2011 по делу N А55-27255/2010, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2011 по тому же делу по заявлению гаражно-эксплуатационного потребительского кооператива "Северный" к Мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным постановления.
Суд установил:
гаражно-эксплуатационный потребительский кооператив "Северный" (далее - ГЭПК "Северный") обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконным постановления первого заместителя мэра городского округа Тольятти N 3455-п/1 от 26.11.2010 об отказе в размещении гаражей и сараев на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, пос. Поволжский, ул. Весенняя, и обязании устранить допущенные нарушения.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2011 принят частичный отказ ГЭПК "Северный" от требований в части оспаривания бездействия мэрии городского округа Тольятти (далее - мэрия). Производство по делу в данной части прекращено. В удовлетворении требований заявителю отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2011 вышеназванные судебные акты оставлены без изменения.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора принятых по делу судебных актов ГЭПК "Северный" просит их отменить, ссылаясь на неверное определение судами фактических обстоятельств дела и неправильное применение норм права.
Суды установили, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области по делу N А55-10767/2010 от 15.09.2010 признано незаконным бездействие мэрии по заявлениям ГЭПК "Северный" от 29.01.2010 года и от 22.03.2010 года о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и предоставлении земельного участка для завершения строительства и дальнейшей эксплуатации гаражей и сараев по адресу: Самарская область, г. Тольятти, пос. Поволжский, улица Весенняя, кадастровый квартал 63:09:0201055. Суд обязал мэрию городского округа Тольятти рассмотреть в установленном статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации порядке заявления ГЭПК "Северный" от 29.01.2010 года и от 22.03.2010 года о выборе земельного участка, предварительном согласовании места размещения объекта и принять соответствующее решение в месячный срок.
Во исполнение решения суда мэрия приняла постановление от 26.11.2010 года N 3455-п/1 "Об отказе ГЭПК "Северный" в размещении гаражей и сараев на земельном участке, расположенном по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Комсомольский район, ул. Весенняя", сославшись на расположение части земельного участка за границами городского округа Тольятти, расположение части земельного участка на территории магистральных улиц и дорог, на которой расположение гаражей и сараев не соответствует разрешенному виду использования земельного участка, и на наличие признаков самовольной постройки на испрашиваемом земельном участке.
Считая данное постановление незаконным и нарушающим его права и интересы, ГЭПК "Северный" обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 31 Земельного кодекса Российской Федерации гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, с заявлением о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта. В заявлении должны быть указаны назначение объекта, предполагаемое место его размещения, обоснование примерного размера земельного участка, испрашиваемое право на земельный участок.
Судами установлено, что испрашиваемый участок занят хозяйственными сараями и гаражами, разрешение на строительство которых в соответствии с законодательством Российской Федерации не выдавалось.
Целью предоставления спорного участка является завершение строительства возведенных построек, а не строительство какого-либо иного нового объекта. Земельным законодательством не предусмотрено предоставление земельного участка для завершения строительства при отсутствии оснований для осуществления строительства.
С учетом изложенного суды пришли к выводу о соответствии оспариваемого ненормативного правового акта требованиям закона.
Признавая права и законные интересы ГЭПК "Северный" не нарушенными, суды исходили из того, что согласно Уставу ГЭПК "Северный" строительство не является уставным видом деятельности кооператива.
С учетом отсутствия совокупности условий, предусмотренных статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в удовлетворении заявленных требований было отказано.
В соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются:
1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
2) нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы, в целом направленные на переоценку исследованных судами доказательств и установленных фактических обстоятельств, а также принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришла к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
определил:
в передаче дела N А55-27255/2010 Арбитражного суда Самарской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решение Арбитражного суда Самарской области от 04.05.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 20.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.11.2011 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 марта 2012 г. N ВАС-2260/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А55-27255/2010
Истец: Гаражно-эксплуатационный потребительский кооператив "Северный"
Ответчик: Мэрия городского округа Тольятти
Третье лицо: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 19 по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 2 по Самарской области, Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N15 по Самарской области