Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей: Зориной М.Г., Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федерального казначейства по Сахалинской области (ул. А.Буюклы, д. 34, г. Южно-Сахалинск, 693000) от 17.01.2012 N 61-13-24/345 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 27.06.2011 по делу N А59-1000/2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2011 по тому же делу по заявлению Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области (ул. Советская, 93а, город Холмск) к Отделению по Холмскому району Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, другие лица: Костромское сельское управление муниципального образования "Холмский городской округ" о признании незаконными действий, выразившихся в возврате постановлений о взыскании пени и об обязании отделения принять к исполнению указанные постановления.
СУД УСТАНОВИЛ:
Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области обратилось к Отделению по Холмскому району Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о признании незаконными действий, выразившихся в возврате постановлений от 13.09.2008 N 564, от 11.01.2009 N 600 и от 10.02.2009 N 733 о взыскании со страхователя Костромской сельской управы муниципального образования "Холмский городской округ" пени и об обязании отделения принять к исполнению указанные постановления.
Решением Арбитражного суда Сахалинской области от 27.06.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 09.11.2011 принятые судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, управление просит пересмотреть в порядке надзора оспариваемые судебные акты, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 304 названного Кодекса.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, проанализировав приложенные к нему документы, не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Суды установили, что Пенсионный фонд вынес постановления от 13.09.2008 N 564, от 11.01.2009 N 600 и от 10.02.2009 N 733 о взыскании с сельской управы пеней по страховым взносам и направил их на исполнение в службу судебных приставов - исполнителей.
Постановления от 13.09.2008 N 564, от 11.01.2009 N 600 и от 10.02.2009 N 733 были возвращены без исполнения Пенсионному фонду в связи с тем, что кассовое обслуживание исполнения бюджета Холмского городского округа осуществляет казначейство, на основании соглашения, заключенного с администроцией муниципального образования "Холмский городской округ".
В связи с этим Пенсионный фонд направил указанные постановления для исполнения в отделение по Холмскому району Управления Федерального казначейства по Сахалинской области.
Казначейство вернуло Пенсионному фонду названные постановления без исполнения, указав, что в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации обращение взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляется только на основании судебных актов.
Оценив представленные в материалы дела доказательства, суды, установили, что сельская управа является бюджетным учреждением и имеет лицевой счет в отделении по Холмскому району Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, других счетов в учреждениях Банка России и кредитных организациях нет. Размер спорных пеней составляет 31 591, 95 рублей, то есть менее 50 000 рублей.
Руководствуясь положениями Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон), суды указали, что установленная статьей 25 Закона внесудебная процедура взыскания недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, пеням и штрафам (если в отношении юридических лиц размер причитающейся к уплате суммы не превышает пятидесяти тысяч рублей) подлежит применению ко всем юридическим лицам независимо от их организационно-правовой формы. Данный Закон не содержит исключения в отношении бюджетных учреждений и не устанавливает правила о судебном порядке взыскания указанной задолженности.
При неисполнении бюджетным учреждением в добровольном порядке решения территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, принятого в предусмотренном пунктом 3 статьи 25 Закона случае, решение (постановление) обращается к исполнению и направляется судебному приставу-исполнителю, который в силу пункта 13 статьи 242.3, пункта 12 статьи 242.4, пункта 12 статьи 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации, осуществляет принудительное взыскание со счетов должника, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации.
В случае отсутствия у бюджетного учреждения счетов, открытых в учреждении Банка России или в кредитной организации, (учитывая, что нормы законодательства, устанавливающие внесудебный порядок взыскания сумм обязательных платежей и санкций, являются специальными по отношению к положениям главы 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации) соответствующий исполнительный документ подлежит исполнению органом Федерального казначейства в порядке, предусмотренном статьями 242.3 - 242.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
С учетом изложенного, суды признали незаконными действия казначейства по возврату без исполнения постановлений от 13.09.2008 N 564, от 11.01.2009 N 600 и от 10.02.2009 N 733 о взыскании пеней по страховым взносам и обязали казначейство принять их к исполнению.
Указанный вывод судов соответствует правовой позиции, изложенной в постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.05.2007 N 31 "О рассмотрении арбитражными судами отдельных категорий дел, возникающих из публичных правоотношений, ответчиком по которым выступает бюджетное учреждение".
Приводимые в заявлении доводы выводы судов не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении судами норм права.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела А59-1000/2011 Арбитражного суда Сахалинской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 27.06.2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 09.11.2011 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 марта 2012 г. N ВАС-2862/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А59-1000/2011
Истец: Государственное учреждение-Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Холмскому району Сахалинской области, ГУ-УПФР по Холмскому району
Ответчик: Отделение по Холмскому району Управления Федерального казначейства по Сахалинской области
Третье лицо: Костромская сельская Управа МО Холмский ГО, Костромская сельская управа муниципального образования "Холмский городской округ", Отделение по Холмскому району УФК по Сахалинской области, Управление Федерального казначейства по Сахалинской области, Управление Федерального Казначейства России по Сах.обл.