Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи О.М. Козырь, судей И.И. Полубениной, Г.Г. Поповой рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Моснефтепродукт" о пересмотре в порядке надзора постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.11.2011 по делу Арбитражного суда Московской области N А41-26597/10 по иску Комитета по управлению имуществом Администрации городского округа Орехово-Зуево к открытому акционерному обществу "Моснефтепродукт" о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка.
СУД УСТАНОВИЛ:
Комитет по управлению имуществом администрации городского округа Орехово-Зуево (далее - Комитет) обратился в Арбитражный суд Московской области с иском к открытому акционерному обществу "Моснефтепродукт" (далее - Общество) о взыскании задолженности по договору аренды земельного участка N 157 от 01.03.1996 в размере 238 805 руб. 82 коп. и соответствующих пени в размере 55 317,18 руб. за период с 16.03.2007 по 29.03.2010.
Решением Арбитражного суда Московской области от 15.04.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 решение суда первой инстанции отменено, исковые требования удовлетворены.
Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.11.2011 постановление суда апелляционной инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре принятых по делу постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций, Общество просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в практике применения норм материального права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, в соответствии со статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются:
нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права;
нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Изучив принятые по делу судебные акты и доводы заявителя, коллегия судей не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что 01.03.1996 между Администрацией г. Орехово-Зуево Московской области (арендодателем) и Обществом заключен договор аренды N 157 земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, с кадастровым номером 50:47:004 13 01:0002 площадью 825 кв. м, расположенного по адресу: Московская область, г. Орехово-Зуево, шос. Егорьевское для размещения АЗС-32. Впоследствии в договор аренды были внесены изменение N 2 от 30.03.2000 о замене арендатора на Комитет и изменение N 3 от 15.12.2002 о предоставлении обществу в аренду дополнительного земельного участка площадью 148 кв. м, в результате предметом договора аренды стал земельный участок площадью 973 кв. м. Также изменен пункт 3.2 договора, согласно его новой редакции расчет арендной платы пересматривается ежегодно с учетом изменения ставки земельного налога.
Договор аренды и изменения к нему зарегистрированы в установленном законом порядке 06.03.2003.
На основании договора купли-продажи от 11.05.2010 Общество выкупило спорный земельный участок.
Считая, что Общество вносило арендную плату в меньшем размере, чем предусмотрено законом, Комитет обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Ставки арендной платы являются регулируемыми ценами, в связи с чем стороны обязаны руководствоваться предписанным размером арендной платы за земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и не вправе применять другой размер арендной платы. Поэтому независимо от предусмотренного договором механизма изменения арендной платы новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
Оценивая фактические обстоятельства спора, суды пришли к выводу, что пересмотр размера арендной платы в результате принятия законов Московской области "О бюджете Московской области" и "Об установлении базового размера арендной платы за земельные участки, находящиеся в собственности Московской области, или государственная собственность на которые не разграничена на территории Московской области", изменяющих размер базовой ставки на очередной период, не является изменением условий договора о размере арендной платы, а представляет собой исполнение согласованного сторонами условия договора.
В связи с этим, применяя установленный действующим законодательствам и условиями договора порядок расчета, суды апелляционной и кассационной инстанций удовлетворили заявленные требования.
Доводы, содержащиеся в заявлении о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора, являлись предметом рассмотрения и надлежащей оценки судов нижестоящих инстанций. Оснований для их переоценки не имеется.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ
в передаче дела N А41-26597/10 Арбитражного суда Московской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Десятого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.11.2011 отказать.
Председательствующий судья |
О.М. Козырь |
Судьи |
И.И. Полубенина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. N ВАС-2621/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А41-26597/2010
Истец: Комитет по управлению имуществом Орехово-Зуевского района, КУИ администрации городского округа Орехово-Зуево
Ответчик: ОАО "Моснефтепродукт"
Третье лицо: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Московской области
Хронология рассмотрения дела:
23.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2621/12
25.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-12093/11
03.08.2011 Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда N 10АП-3936/11