Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Павловой Н.В, судей Балахничевой Р.Г., Прониной М.В. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" (5-я Красноармейская ул., д. 13., литер А, пом. 7-н, Санкт-Петербург, 190005) от 27.02.2012 б/н о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2010 по делу N А56-23766/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2011 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" к обществу с ограниченной ответственностью "Агроимпекс" (Малый проспект П.С., д. 1/3, оф. 42, Санкт-Петербург, 197198) о взыскании 363 822 рублей 43 копеек задолженности по договору на предоставление транспортно-экспедиционных услуг и перевозку грузов автомобильным транспортом, 15 625 рублей 05 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами и по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Агроимплекс" к обществу с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" о взыскании 3 342 167 рублей 60 копеек ущерба, образовавшегося в результате повреждения груза в контейнерах при перевозке.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены открытое акционерное общество "АльфаСтрахование", общество с ограниченной ответственностью "ЕвроТрейд", общество с ограниченной ответственностью "Объединение Панорама", открытое акционерное общество "Дербентский коньячный комбинат", общество с ограниченной ответственностью "Новик", общество с ограниченной ответственностью "Элиспром", Джалалов Ильяс Далгатович, Казаков Магомед Хазриевич.
СУД УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области решением от 20.12.2010 взыскал с общества с ограниченной ответственностью "Агроимпекс" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Логистик Скандинавия" 329 580 рублей задолженности и 14 154 рублей 44 копейки процентов, признанных истцом. В остальной части первоначального иска отказано. Встречный иск удовлетворен в полном объеме. Произведен зачет встречных требований, с общества с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" в пользу общества с ограниченной ответственностью "Агроимпекс" взыскано 2 998 433 рублей 16 копеек.
Тринадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 11.06.2011 оставил решение суда первой инстанции без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановлением от 01.12.2011 Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, существенное нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности.
Заявитель обосновывает свои требования тем, что судами не был учтен факт самопроизвольного характера смещения груза в контейнере, экспедитор не мог предвидеть данные обстоятельства, не имел полномочий вскрывать пломбы контейнера для проверки закрепления груза внутри, договором не была предусмотрена обязанность экспедитора по вскрытию контейнера с грузом для проверки его внутреннего крепления.
Изучив доводы заявителя и вынесенные по делу судебные акты, судебная коллегия отмечает следующее.
Общество с ограниченной ответственностью "Логистика Скандинавия" (далее - Логистика; исполнитель) и общество с ограниченной ответственностью "Агроимпекс" (далее - Общество; заказчик) заключили договор от 06.10.2009 N 41 на предоставление транспортно-экспедиционных услуг и перевозку грузов автомобильным транспортом, по которому исполнитель обязуется по поручению заказчика от своего имени, но за счет и в интересах заказчика организовать перевозку и экспедирование грузов заказчика на основании его заявки, а заказчик - своевременно перечислять исполнителю средства для оплаты организованных перевозок и оплачивать оказанные исполнителем услуги.
Согласно пункту 3.1 договора заказчик обязуется оплачивать услуги, оказываемые исполнителем, в соответствии со стоимостью, согласованной и указанной в заявке на конкретную автоперевозку. Все ставки, согласованные в заявках, включают в себя вознаграждение исполнителя в размере 2 процентов.
Пунктом 2.4.5 договора предусмотрена обязанность исполнителя контролировать размещение груза внутри кузова, сообщить заказчику о замеченных нарушениях в укладке и креплении груза, угрожающих их сохранности.
Во исполнение пункта 1.3 договора исполнитель поручил обществу с ограниченной ответственностью "ЕвроТрейд" перевозку из Санкт-Петербурга в город Дербент груза, принадлежащего заказчику.
Исполнитель выполнил обязательства по перевозке автомобильным транспортом и экспедированию груза, стоимость услуг составила 571 537 рублей 92 копеек.
Однако по прибытии в место назначения были выявлены внешние признаки повреждения находящегося в 3-х контейнерах оборудования в виде протечки масла гидравлического. Вскрытие указанных контейнеров произведено комиссионно. Комиссия пришла к выводу, что повреждения явились следствием резкого толчка или торможения автомобиля.
Составлено два акта от 16.10.2009 и 17.10.2009, в которых зафиксированы повреждения в каждом контейнере.
Также представлен акт дорожно-транспортного происшествия от 16.10.2009 с участием транспортных средств, в которых находился перевозимый груз.
Из акта экспертизы Торгово-Промышленной Палаты Республики Дагестан от 30.10.2009 N 025 09 00150 следует, что поврежденное оборудование восстановлению не подлежит.
Суды установили, что причиной повреждения груза, находящегося в контейнерах, явилось ненадлежащее крепление этого груза, поскольку при перевозке он сместился и был поврежден.
Заказчик произвел оплату услуг на сумму 207 715 рублей 49 копеек.
Отказ от оплаты услуг в полном объеме послужил основанием для обращения исполнителя в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании задолженности и процентов.
Заказчик предъявил встречный иск о взыскании убытков, причиненных ему в связи с повреждением при перевозке оборудования, находившегося в контейнере.
Заказчик признал требования исполнителя на сумму 329 580 рублей основного долга и 14 154 рублей 44 копеек процентов, иск в этой части судами удовлетворен.
Суды первой и апелляционной инстанций удовлетворили первоначальный иск в части и встречный иск полностью со ссылкой на статьи 15, 393, 401 и 801 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс).
При этом суды исходили из того, что Логистика не приняла всех необходимых мер для сохранности груза.
Судом кассационной инстанции нарушений норм материального и процессуального права не обнаружено. Суд указал, что в силу пункта 1 статьи 801 Гражданского кодекса по договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента - грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. Договором транспортной экспедиции могут быть предусмотрены обязанности экспедитора организовать перевозку груза транспортом и по маршруту, избранными экспедитором или клиентом, обязанность экспедитора заключить от имени клиента или от своего имени договор (договоры) перевозки груза, обеспечить отправку и получение груза, а также другие обязанности, связанные с перевозкой. Согласно пункту 3 статьи 801 Гражданского кодекса условия выполнения договора транспортной экспедиции определяются соглашением сторон, если иное не установлено законом о транспортно-экспедиционной деятельности, другими законами или иными правовыми актами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 30.06.2003 N 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности" за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей, предусмотренных договором транспортной экспедиции и названным Законом, экспедитор и клиент несут ответственность по основаниям и в размере, которые определяются в соответствии с главой 25 Гражданского кодекса и названным Законом.
Согласно пункту 1 статьи 7 указанного закона экспедитор несет ответственность перед клиентом в виде возмещения реального ущерба за утрату, недостачу или повреждение (порчу) груза после принятия его экспедитором и до выдачи груза получателю, указанному в договоре транспортной экспедиции, либо уполномоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые экспедитор не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Кроме того, поскольку Логистика является профессиональным участником отношений по оказанию экспедиционных услуг, являясь субъектом, осуществляющим предпринимательскую деятельность, несет гражданско-правовую ответственность независимо от наличия или отсутствия вины, и может быть освобожден от ответственности лишь при наличии обстоятельств непреодолимой силы.
К подобным обстоятельствам относятся лишь те, которые обладают в совокупности признаками чрезвычайности и объективной непредотвратимости. Пункт 1 статьи 796 Гражданского кодекса предусматривает объективные критерии, принимаемые судом во внимание при исследовании вопроса об освобождении перевозчика от ответственности.
Смещение груза в контейнере, возникшее при перевозке, не может относиться к обстоятельствам непреодолимой силы, поскольку не отвечает признакам чрезвычайности и объективной непредотвратимости, невозможности устранения последствий.
Логистика в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представила доказательств того, что повреждение груза имело место вследствие обстоятельств, которые она не могла предотвратить, и устранение которых от нее не зависело.
При таких обстоятельствах коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит экстраординарных оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при наличии которых дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемых судебных актов.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А56-23766/2010 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 20.12.2010 по делу N А56-23766/2010, постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.06.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 01.12.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Н.В. Павлова |
Судьи |
Р.Г. Балахничева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2012 г. N ВАС-2668/12 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А56-23766/2010
Истец: ООО "Логистика Скандинавия"
Ответчик: ООО "Агроимпекс"
Третье лицо: "АльфаСтрахование", Джалалов Ильяс Далгатович, Казаков Магомед Хизриевич, ОАО "АльфаСтрахование", ОАО "Дербентский коньячный завод", ООО "Евротрейд", ООО "Новик", ООО "Объединение Панорама", ООО "Элиспром"
Хронология рассмотрения дела:
26.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2668/12
01.12.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-9539/11
11.07.2011 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-2424/11