Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Моисеевой Е.М., судей Маковской А.А., Поповой Г.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области от 13.07.2011 N 08-12/3597 о пересмотре в порядке надзора решения от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.20011 по делу Арбитражного суда Ростовской области N А53-24538/10
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области (далее - управление Росимущества) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (далее - регистрационная служба) о признании незаконным отказа в государственной регистрации права федеральной собственности на земельный участок (кадастровый номер 61:44:0080902:87) площадью 88 430 кв. м, а также об обязании осуществить государственную регистрацию права федеральной собственности на указанный земельный участок.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (далее - управление автодорожного надзора, третье лицо).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 03.02.2011 заявленные требования удовлетворены; отказ в государственной регистрации права федеральной собственности на названный земельный участок признан незаконным.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2011 решение от 03.02.2011 отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.2011 постановление апелляционного суда отменено, решение оставлено без изменения.
Заявитель просит пересмотреть указанные им судебные акты в порядке надзора, ссылаясь на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела, а также на нарушение единообразия в применении и толковании статьи 3.1 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25.10.2001 N 137-ФЗ.
Рассмотрев заявление, изучив оспариваемые судебные акты, суд не находит оснований для удовлетворения заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
В соответствии с частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены судебных актов арбитражных судов, вступивших в законную силу, являются: 1) нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; 2) нарушение права и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; 3) нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Судом установлено, что в соответствии с распоряжением территориального управления от 04.08.2009 N 8-р за управлением автодорожного надзора зарегистрировано право оперативного управления на гаражный бокс N 190 общей площадью 37,5 кв. м (комнаты N 1, 2 в подвале, комната N 1 на 1-м этаже), расположенный по адресу: Ростовская область, г. Ростов-на-Дону, Октябрьский район, ул. Дебальцевская, 14.
Данный объект на основании договора о принятии в члены СГК "Форсаж" от 01.07.1999 включен в реестр федерального имущества.
Согласно заключенному с администрацией г. Ростова-на-Дону (арендодатель) договору от 05.08.1998 N 14917 СГК "Форсаж" на срок до 24.12.2012 предоставлен в аренду земельный участок площадью 8,8430 га для упорядочения размещения и эксплуатации капитальных гаражей, расположенных по указанному адресу. Договор аренды содержит ссылку на постановление администрации г. Ростова-на-Дону от 24.12.1997 N 2465. Государственная регистрация договора аренды земельного участка произведена в установленном порядке.
Земельный участок из земель населенных пунктов, предназначенный для упорядочения размещения и эксплуатации капитальных гаражей (кадастровый номер 61:4460080902:87), площадью 88 430 кв. м, поставлен на государственный кадастровый учет 05.08.1998. Кадастровый паспорт от 12.02.2010 содержит сведения о том, что участок находится в государственной собственности.
Суды признали, что Управлением Росимущества были представлены доказательства нахождения на спорном земельном участке объекта недвижимости, принадлежащего Российской Федерации на праве собственности.
Управление Росимущества обратилось в регистрационную службу с заявлением о государственной регистрации права собственности на спорный земельный участок, однако регистрационная служба отказала в названной регистрации.
Отказ мотивирован отсутствием оснований для государственной регистрации права собственности на земельный участок, предусмотренных абзацем 2 пункта 1 статьи 3.1 Вводного закона, и нахождением на нем гаражных боксов, принадлежащих на праве собственности иным лицам. Регистрационная служба, отказывая в регистрации права федеральной собственности, сослалась на абзац четвертый пункта 1 статьи 20 Закона о регистрации.
В силу статьи 20 Закона о регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случаях, перечисленных в этой статье.
Как следует из заявления о государственной регистрации права, поданного в регистрационную службу, в качестве основания совершения регистрационного действия указана статья 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса, а именно в связи с разграничением государственной собственности.
Предусмотренный статьей 16 Земельного кодекса процесс разграничения государственной собственности на землю, а также принятые в целях его реализации положения статьи 3.1 Закона о введении в действие Земельного кодекса не изменяют действия других положений этого Кодекса, в том числе статьи 36.
В силу пункта 1 статьи 36 Земельного кодекса граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Кодексом.
Суд первой и кассационной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, исходили из того, что регистрация права собственности Российской Федерации на весь земельный участок не будет препятствовать собственникам других помещений реализовать исключительное право на оформление прав землепользования в порядке, предусмотренном статьей 36 Земельного кодекса РФ.
Выводы судов соответствуют правовой позиции, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 15.12.2009 N 11276/09, в соответствии с которой первоначальная государственная регистрация права федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществленная в порядке разграничения государственной собственности на землю, не препятствует последующей приватизации или приобретению права аренды на нее гражданами и юридическими лицами - собственниками зданий, строений, сооружений, находящихся на этих участках, - в порядке и на условиях, которые установлены законом, а также приобретению неделимого земельного участка в общую долевую собственность.
Поскольку право собственности на спорный земельный участок не было зарегистрировано ни за одним из собственников объектов недвижимости, расположенных на данном участке, отказ в регистрации права федеральной собственности на него по рассматриваемому основанию препятствует разграничению государственной собственности на землю, создает неопределенность в правах на нее, а также делает невозможным последующее приобретение права собственности на участок другими заинтересованными лицами в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Признав, что право собственности Российской Федерации на спорный земельный участок возникло в силу закона, в связи с чем у регистрирующего органа в соответствии с положениями статьи 17 Федерального закона от 122-ФЗ от 21.07.1997 не имелось достаточных правовых оснований для отказа в государственной регистрации права собственности на земельный участок, суд удовлетворил заявленные требования.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Выводы суда соответствуют действующему законодательству и установленным по делу фактическим обстоятельствам.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела Арбитражного суда Ростовской области N А53-24538/10 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 03.02.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 23.06.20011 отказать.
Председательствующий судья |
Е.М. Моисеева |
Судьи |
А.А. Маковская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 3 апреля 2012 г. N ВАС-10740/11 "Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А53-24538/2010
Истец: Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущества) по РО, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Ростовской области
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, Управление Федеральной службы государственной регистрации,кадастра и картографии по Ростовской области
Третье лицо: Южное Управление государственного автодорожного надзора Федеральная служба по надзору в сфере транспорта, Южное управление государственного автодорожного надзора Федеральной службы по надзору в сфере транспорта
Хронология рассмотрения дела:
03.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
31.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
08.08.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10740/11
23.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-3016/11
30.03.2011 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-2189/11