Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гвоздилиной О.Ю., судей Кирюшиной В.Г., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление некоммерческого партнерства "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" от 21.09.2011 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2010, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2011 по делу N А13-223/2010,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Вологодская сбытовая компания" (далее - общество "ВСК") обратилось в Арбитражный суд Вологодской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - управление, антимонопольный орган) о признании недействительными решения и предписания от 08.12.2009 по делу N 35-10АМЗ/09 о нарушении обществом части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены общество с ограниченной ответственностью "Коммунэнергосбыт" (далее - общество "Коммунэнергосбыт"), некоммерческое партнерство "Совет рынка по организации эффективной системы оптовой и розничной торговли электрической энергией и мощностью" (далее - НП "Совет рынка"), муниципальное унитарное предприятие "Вологдагортеплосеть" (далее - предприятие "Вологдагортеплосеть").
Решением Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2010 заявленные обществом требования удовлетворены.
Постановлением Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 решение суда оставлено без изменения.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации определением от 22.04.2011 отказал управлению в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и направил дело в суд кассационной инстанции для пересмотра судебных актов первой и апелляционной инстанций в порядке кассационного производства.
Федеральный Арбитражный Суд Северо-Западного округа постановлением от 21.06.2011 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора НП "Совет рынка" просит их отменить, ссылаясь на нарушение судами единообразия в толковании и применении норм права, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц и иных публичных интересов.
Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
С целью выхода на оптовый рынок электрической энергии и мощности, а также получения статуса субъекта оптового рынка в качестве энергосбытовой организации, общество "Коммунэнергосбыт" проводило ряд соответствующих мероприятий, в частности, заключило с предприятием "Вологдагортеплосеть" (покупатель) договор от 11.07.2008 N 7 на поставку электрической энергии через электрические сети территориальной сетевой организации (далее - договор поставки), к которым присоединены энергопринимающие устройства покупателя.
На основании пункта 7 Правил недискриминационного доступа к услугам администратора торговой системы оптового рынка и оказания этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила недискриминационного доступа), общество "Коммунэнергосбыт" неоднократно обращалось за согласованием Перечня средств измерений по группе точек поставки предприятия "Вологдагортеплосеть" (далее - Перечень средств измерений) и Соглашения об информационном обмене, порядке расчета и согласования почасовых значений сальдо-перетоков по точкам поставки участников оптового рынка электрической энергии (далее - Соглашение об информационном обмене) к обществу "ВСК" как к смежному субъекту оптового рынка (письма от 15.08.2008 N 4/22, от 26.08.2008 N 4/24, от 16.02.2009 N 4/15, от 23.03.2009 N 4/29).
Общество "ВСК" отказало в рассмотрении заявлений, ссылаясь на отсутствие документов, подтверждающих фактические взаимоотношения общества "Коммунэнергосбыт" и предприятия "Вологдагортеплосеть", и действительность заключенного ими договора поставки (письма от 15.09.2008 N 24/2364; от 13.03.2009 N 18/867; от 22.04.2009 N 18/1464).
В апреле 2009 года общество "Коммунэнергосбыт" обратилось в антимонопольный орган с заявлением на действия (бездействие) общества "ВСК", препятствующие получению статуса субъекта оптового рынка.
В мае 2009 года общество "Коммунэнергосбыт" обратилось в Конфликтную комиссию при Наблюдательном совете НП "Совет рынка" по рассмотрению обращений (жалоб) на действия (бездействие) субъектов электроэнергетики, препятствующих доступу на оптовый рынок (далее - конфликтная комиссия) с жалобой на бездействие общества "ВСК", выразившееся в препятствовании к доступу выхода на оптовый рынок электроэнергии.
По результатам рассмотрения жалобы конфликтная комиссия решила признать действия (бездействие) общества "ВСК" по уклонению от согласования Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене не соответствующими Правилам оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода (далее - Правила ОРЭМ), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.10.2003 N 643, и препятствующими доступу общества "Коммунэнергосбыт" на оптовый рынок электрической энергии (мощности), а также рекомендовать обществу "ВСК" согласовать (подписать) Перечень средств измерений и Соглашение об информационном обмене в течение семи рабочих дней с даты оглашения решения комиссии (выписка из протокола конфликтной комиссии от 07.07.2009).
Письмами от 16.07.2009 N 4/86 и 11.08.2009 N 1/94 общество "Коммунэнергосбыт" вновь обратилось к обществу "ВСК" с заявлениями о согласовании Перечня средств измерений.
Письмом от 31.08.2009 N 18/2942 общество "ВСК" отказало в рассмотрении представленных документов, мотивировав несогласием с решением конфликтной комиссии.
Наблюдательный совет НП "Совет рынка" протоколом от 25.09.2009 N 23/2009 принял решение о направлении в Федеральную антимонопольную службу материалов и документов по факту нарушения обществом "ВСК" Правил ОРЭМ.
ФАС России, получив указанные материалы и усмотрев в них нарушение Правил недискриминационного доступа, направила документы в управление.
Антимонопольный орган в ходе проверки установил, что общество "ВСК" является гарантирующим поставщиком электрической энергии в географических границах Вологодской области и занимает доминирующее положение на розничном рынке купли-продажи (поставки) электрической энергии на территории Вологодской области с долей свыше 65 процентов. Учитывая, что указанное общество - субъект оптового рынка и потенциальный конкурент общества "Коммунэнергосбыт" по поставке электрической энергии для предприятия "Вологдагортеплосеть", управление пришло к выводу о наличии в действиях общества "ВСК" нарушения антимонопольного законодательства.
Решением от 08.12.2009 N 35-10АМЗ/09 действия общества "ВСК", выразившиеся в злоупотреблении доминирующим положением путем необоснованного уклонения от согласования Перечня средств измерения и Соглашения об информационном обмене, что создает препятствие доступу общества "Коммунэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии (мощности), признаны нарушающими части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
На основании указанного решения было выдано предписание о прекращении выявленного нарушения путем подписания в месячный срок Соглашения об информационном обмене и согласования Перечня средств измерений с обществом "Коммунэнергосбыт".
Решение и предписание антимонопольного органа общество "ВСК" обжаловало в арбитражный суд.
Суд первой инстанции признал факт неподписания обществом "ВСК" спорных документов установленным, а причины отказа в согласовании Перечня средств измерений необоснованными, указав, что данное обстоятельство обществом "ВСК" не оспаривается.
При этом суд первой инстанции пришел к выводу о том, что антимонопольный орган в решении не установил взаимосвязь между действиями общества "ВСК" по отказу в согласовании Перечня средств измерений и невозможностью для общества "Коммунэнергосбыт" получить доступ на оптовый рынок электроэнергии. Ссылаясь на отсутствие в пункте 6 Правил недискриминационного доступа и пунктах 16, 17 Правил ОРЭМ обязанности представить согласованный Перечень средств измерений, а также на наличие альтернативного согласования указанного перечня с Наблюдательным советом НП "Совет рынка" в случае невозможности согласования со смежным субъектом, суд указал, что неполучение доступа на оптовый рынок не является следствием действий общества "ВСК".
Кроме того, суд первой инстанции пришел к выводу, что управление не доказало факт доминирования общества на рынке электроэнергии, поскольку не установлена тождественность понятий доминирования для оптового рынка электроэнергии и рынка того же товара в границах субъекта Российской Федерации.
При этом, суд счел, что поскольку спорные правоотношения возникли на оптовом рынке, а не на розничном, а отрицательные последствия на розничном рынке антимонопольным органом не установлены, то факт доминирования на рынке купли-продажи электроэнергии в границах Вологодской области не имеет значения для квалификации правонарушения.
Относительно оптового рынка, суд указал, что фактически значимый товарный рынок не определен, доминирующее положение на оптовом рынке антимонопольным органом не исследовано, а негативные последствия для оптового рынка в решении управления отсутствуют.
Суд апелляционной инстанции согласился с решением суда первой инстанции, считая, что факт доминирования общества "ВСК", а также отрицательные последствия его действий на конкуренцию антимонопольным органом не доказаны.
Суд кассационной инстанции, оставляя без изменения судебные акты, дополнительно указал, что общество "ВСК" и общество "Коммунэнергосбыт" в отношения на розничном рынке не вступали, неисполненная обществом "ВСК" обязанность не связана с розничной поставкой, спорная ситуация возникла вне рамок розничного рынка, в связи с чем факт включения в Реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, не мог быть положен в основу квалификации вмененного нарушения в виде злоупотребления по ограничению доступа на оптовый рынок.
Кроме того, суд кассационной инстанции счел, что отказ в согласовании Перечня средств измерений не подтверждает антимонопольного нарушения, поскольку обязанность согласования такого перечня не обусловлена доминирующим положением общества "ВСК" и его деятельностью на оптовом и розничном рынках, а вытекает из обстоятельства наличия смежных точек поставки. В связи с чем в постановлении кассационной инстанции сделан вывод о том, что корреспондирующее данной обязанности право общества "Коммунэнергосбыт" согласовать Перечень средств измерений у общества "ВСК", в случае его нарушения, не находится в сфере антимонопольного регулирования и подлежит защите в порядке главы 2 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Между тем, по мнению коллегии судей, арбитражные суды не учли следующее.
В силу части 1 статьи 31 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) в состав субъектов оптового рынка входят участники обращения электрической энергии и (или) мощности - поставщики электрической энергии (генерирующие компании) и покупатели электрической энергии (энергосбытовые организации, крупные потребители электрической энергии, гарантирующие поставщики), получившие статус субъектов оптового рынка в порядке, установленном данным Федеральным законом, совет рынка, коммерческий оператор и иные организации, обеспечивающие функционирование коммерческой и технологической инфраструктуры оптового рынка.
Частью 2 указанной статьи предусмотрено, что организация оптового рынка основана на саморегулировании деятельности его участников, в том числе посредством участия совета рынка в разработке правил оптового рынка.
В соответствии со статьей 33 Закона об электроэнергетике функционирование коммерческой инфраструктуры оптового рынка обеспечивают следующие организации: саморегулируемая организация - совет рынка; коммерческий оператор оптового рынка; иные организации, на которые советом рынка возложены функции обеспечения коммерческой инфраструктуры. Советом рынка является некоммерческая организация, которая образована в форме некоммерческого партнерства и объединяет на основе членства субъектов электроэнергетики и крупных потребителей электрической энергии.
Часть 3 указанной статьи наделяет совет рынка функциями по определению порядка ведения и ведению реестра субъектов оптового рынка, принятию решения о присвоении или лишении статуса субъекта оптового рынка; по разработке формы договора о присоединении к торговой системе оптового рынка, регламентов оптового рынка, а также организации системы досудебного урегулирования споров между субъектами оптового рынка и субъектами электроэнергетики в случаях, предусмотренных договором о присоединении к торговой системе оптового рынка; по осуществлению контроля за соблюдением правил и регламентов оптового рынка субъектов оптового рынка.
Согласно частям 1, 3 и 4 статьи 35 Закона об электроэнергетике порядок получения юридическим лицом статуса субъекта оптового рынка, участника обращения электрической энергии на оптовом рынке представляет собой совершение им всех установленных процедур, необходимых для начала работы на оптовом рынке, в том числе: проведение мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка; проведение иных мероприятий, предусмотренных правилами оптового рынка; вступление в члены совета рынка и подписание договора о присоединении к торговой системе оптового рынка. Порядок получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии на оптовом рынке и порядок заключения обязательных договоров субъектом оптового рынка устанавливаются правилами оптового рынка. Условия получения статуса субъекта оптового рынка, устанавливаемые указанными правилами, не могут быть различными для юридических лиц, осуществляющих одни и те же виды деятельности. Исчерпывающий перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии, устанавливается правилами оптового рынка.
Статья 21 Закона об электроэнергетике наделяет Правительство Российской Федерации полномочиями по утверждению правил недискриминационного доступа к услугам организаций коммерческой инфраструктуры и правил оказания этих услуг.
В силу пункта 1 Правил недискриминационного доступа правила определяют общие принципы и порядок обеспечения недискриминационного доступа субъектов оптового рынка электрической энергии (мощности) к услугам по организации функционирования торговой системы оптового рынка электрической энергии (мощности) администратора торговой системы оптового рынка, а также порядок оказания этих услуг.
В соответствии с пунктами 4, 5 Правил недискриминационного доступа администратор не вправе отказаться от оказания услуг субъектам оптового рынка, за исключением случаев, установленных данными Правилами и правилами оптового рынка электрической энергии (мощности). Услуги администратора могут быть оказаны лицам, получившим статус субъекта оптового рынка в соответствии с правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) и предоставившим администратору документы и информацию, предусмотренную пунктами 6 - 8 настоящих Правил, а также подписавшим договор о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Юридическое лицо помимо документов, указанных в пункте 6 Правил недискриминационного доступа, должно в силу пункта 7 указанных правил представить администратору документы, подтверждающие обеспечение коммерческого учета произведенной (потребленной) на оптовом рынке электрической энергии (мощности); наличие согласованного со смежными субъектами оптового рынка перечня средств измерений для коммерческого учета электрической энергии (мощности) и согласованных с системным оператором способов формирования оперативной информации.
В соответствии с пунктом 9 Правил недискриминационного доступа администратор вправе отказать заявителю в доступе к услугам администратора, если он: не представил документы и информацию, предусмотренные пунктом 6 настоящих Правил; представил недостоверные сведения; не соответствует какому-либо из установленных законодательством Российской Федерации требований, предъявляемых к субъектам оптового рынка; не выполнил требования, установленные договором о присоединении к торговой системе оптового рынка.
В силу пункта 4 статьи 35 Закона об электроэнергетике правилами оптового рынка устанавливается перечень мероприятий технического характера, необходимых для получения статуса субъекта оптового рынка, участника оборота электрической энергии.
Пунктом 29 Правил ОРЭМ установлено, что участник оптового рынка приобретает право на участие в торговле электрической энергией (мощностью) с использованием новых групп точек поставки (в том числе условных) только при условии выполнения им требований, указанных в пунктах 16 - 19 данных Правил (с учетом пунктов 20, 21 и 26 настоящих Правил).
Согласно пункту 16 Правил ОРЭМ для получения статуса субъекта оптового рынка и права на участие в торговле электрической энергией (мощностью) на оптовом рынке в соответствующих группах точек поставки должно быть соблюдено выполнение требований технического характера, установленных нормативными правовыми актами и договором о присоединении к торговой системе оптового рынка, в частности, обеспечение сбора, обработки и передачи участниками оптового рынка организации коммерческой инфраструктуры данных коммерческого учета, полученных с помощью средств измерений (в том числе принадлежащих на праве собственности или на ином законном основании третьим лицам), соответствующих определенным указанными Правилами требованиям и обеспечивающих коммерческий учет произведенной (потребленной) электрической энергии в каждой точке (группе точек) поставки, с использованием которой заявитель планирует участвовать в торговле на оптовом рынке.
Пункт 17 Правил ОРЭМ, действующих в спорный момент, устанавливает, что организации, предоставившие организации коммерческой инфраструктуры документы, подтверждающие выполнение требований, установленных пунктом 16 данных Правил, и согласовавшие с системным оператором и организацией коммерческой инфраструктуры группы точек поставки, становятся субъектами оптового рынка с даты включения их в реестр субъектов оптового рынка при условии заключения договора о присоединении к торговой системе оптового рынка.
Руководствуясь положениями Закона об электроэнергетике и Правил ОРЭМ, Наблюдательный совет некоммерческого партнерства "Администратор торговой системы оптового рынка электроэнергии Единой энергетической системы" (далее - Наблюдательный совет НП "АТС", ныне - Наблюдательный совет НП "Совет рынка") утвердил протоколом N 96 от 14.07.2006 "Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка и ведения реестра субъектов оптового рынка" (далее - Положение о порядке получения статуса субъекта оптового рынка) и Приложение N 11 "Регламент коммерческого учета электроэнергии и мощности" к Договору о присоединении к торговой системе оптового рынка (далее - Регламент коммерческого учета).
Согласно пункту 6.7 Регламента коммерческого учета, смежные с заявителем участники ОРЭ обязаны согласовать Перечни средств измерений для целей коммерческого учета и Соглашение об информационном обмене в течение 30 (тридцати) календарных дней с даты их получения, в противном случае предоставить заявителю обоснованные причины несоответствия предоставленных Соглашений об информационном обмене и Перечней средств измерений для целей коммерческого учета требованиям данного Регламента.
В пункте 2.5 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка указаны документы, которые должны быть представлены коммерческому оператору лицом, имеющим намерение получить статус субъекта оптового рынка электроэнергии.
В соответствии с пунктам 2.5.7 указанного Положения энергосбытовая организация для согласования ГТП потребления и отнесения их к узлам расчетной модели дополнительно к документам, перечисленным в пункте 2.5.1 данного Положения, предоставляет в КО перечни средств измерений для целей коммерческого учета по точкам поставки, входящим в сечение, согласованные со смежным субъектом оптового рынка.
Пункт 2.8.3 Положения о порядке получения статуса субъекта оптового рынка содержит перечень оснований для отказа Наблюдательным советом НП "Совет рынка" заявителю в получении статуса субъекта оптового рынка и внесения в реестр субъектов оптового рынка, если, в том числе: заявитель не соответствует одному из требований, установленных пунктом 1.3 данного Положения; заявитель предоставил не все документы, указанные в пункте 2.5, и при этом не передал их в дополнительный срок, определенный СР согласно пункту 2.4.4 Положения.
В силу приведенных норм необходимость согласования обществом "Коммунэнергосбыт" соответствующего Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене с обществом "ВСК" обусловлена не только обязанностью юридического лица, претендующего на получение статуса субъекта оптового рынка, представить данные документы для получения доступа к услугам администратора (организации коммерческой инфраструктуры), но и обязанностью общества "ВСК" обеспечить такое согласование, а непредставление согласованного Перечня средств измерений в соответствии с пунктами 4, 7 и 9 Правил недискриминационного доступа может повлечь отказ в доступе к услугам администратора и к получению статуса субъекта оптового рынка.
Кроме того, суды не учли решение Конфликтной комиссии при Наблюдательном совете НП "Совет рынка", изложенное в выписке из протокола от 07.07.2009, о том, что действия общества "ВСК", выразившиеся в уклонении от согласования Перечня средств измерений и Соглашения об информационном обмене, не соответствуют Правилам ОРЭМ и препятствуют доступу общества "Коммунэнергосбыт" на оптовый рынок электрической энергии (мощности). Цели создания и функции НП "Совет рынка" определены в статье 33 Закона об электроэнергетике.
Таким образом, выводы судов об отсутствии у общества "ВСК" обязанности по согласованию Перечня средств измерений, а так же об отсутствии взаимосвязи между действиями по отказу и невозможностью получения доступа на оптовый рынок электроэнергии, являются неправомерными.
Ссылки судов на возможность согласования обществом "Коммунэнергосбыт" Перечня средств измерений путем обращения в Наблюдательный совет НП "Совет рынка" и на то, что действия общества "ВСК" не являлись непреодолимым препятствием для доступа такой организации на оптовый рынок, коллегия судей считает необоснованными, поскольку наличие иной возможности согласования Перечня средств измерений не влияет на правовую квалификацию действий общества "ВСК", которое, как правомерно установлено антимонопольным органом, создавало препятствия для выхода общества "Коммунэнергосбыт" на оптовый рынок.
Кроме того, при использовании альтернативной возможности согласования Перечня средств измерений создается временной барьер входа на рынок.
Общество "ВСК" и общество "Коммунэнергосбыт" являются потенциальными конкурентами по поставке электрической энергии для предприятия "Вологдагортеплосеть" на рынке купли-продажи электроэнергии в границах Вологодской области, в связи с чем и общество "Коммунэнергосбыт" и общество "ВСК" (гарантирующий поставщик) на розничном рынке будут выступать продавцами, а на оптовом - покупателями.
Препятствуя доступу общества "Коммунэнергосбыт" на оптовый рынок электроэнергии, общество "ВСК" лишает его возможности приобретать электроэнергию на оптовом рынке для реализации ее потенциальному потребителю - предприятию "Вологдагортеплосеть" на розничном рынке электроэнергии, то есть продавать электроэнергию по розничной цене, в основе расчета которой лежит оптовая стоимость электроэнергии без сбытовой надбавки гарантирующего поставщика. Порядок ценообразования при реализации электроэнергии на розничном рынке у гарантирующего поставщика и энергосбытовой организации в соответствии с частями 1 и 2 статьи 40 Закона об электроэнергетике различный: регулируемый у первого и свободный у последнего.
Таким образом, появление на розничном рынке электроэнергии (в соответствующих географических границах) энергоснабжающей организации со статусом участника оптового рынка не отвечает интересам гарантирующего поставщика.
Согласно приказу о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара более 35 процентов, доля общества "ВСК" на рынке электрической энергии составляла свыше 65 процентов на территории Вологодской области; согласно аналитическому отчету антимонопольного органа в 2008 году (в периоде первого обращения общества "Коммунэнергосбыт" о согласовании Перечня средств измерений), доля общества "ВСК" на указанном рынке составляла 83 процента.
В связи с тем, что в данном случае смежным субъектом для общества "Коммунэнергосбыт" является гарантирующий поставщик, доминирующий на розничном рынке, и одновременно потенциальный конкурент, который создавал препятствия к выходу общества "Коммунэнергосбыт" в качестве покупателя на оптовый рынок электроэнергии для осуществления торговли на розничном рынке, то действия такого смежного субъекта правомерно квалифицированы антимонопольным органом нарушающими конкуренцию.
При этом отрицательные последствия для конкуренции правомерно указаны управлением как на оптовом рынке, так и на розничном. Неправомерные действия общества "ВСК" препятствовали выходу на указанные рынки соответственно нового покупателя и продавца.
Поскольку для получения статуса субъекта оптового рынка необходимо согласование средств измерений в каждой точке поставки, то получение такого статуса напрямую зависит только от участника оптового рынка, с которым такие точки являются общими (смежными). Для общества "Коммунэнергосбыт" таким лицом является общество "ВСК", которое фактически создавало препятствия для выхода как на оптовый, так и на розничный рынки.
Учитывая, что негативное влияние на конкуренцию на указанных рынках оказали действия общества "ВСК", доминирующее положение которого на розничном рынке доказано в установленном порядке, и одновременно являющемуся в данном случае единственным для общества "Коммунэнергосбыт" смежным субъектом оптового рынка, вывод судов о недоказанности тождественности понятий доминирования для оптового и розничного рынков электроэнергии при таких обстоятельствах, является несостоятельным.
Ссылка судов на неустановление антимонопольным органом границ оптового рынка является необоснованной, поскольку в рамках Единой энергетической системы России законодательством об электроэнергетике определен оптовый рынок на всей территории Российской Федерации, состоящий из ценовых и неценовых зон.
В соответствии с частью 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц.
Таким образом, неправомерные действия общества "ВСК" обоснованно квалифицированы антимонопольным органом как нарушение запрета, установленного статьей 10 Закона о защите конкуренции.
Указание судов на то, что общество "ВСК" и общество "Коммунэнергосбыт" не вступали в отношения на розничном рынке является несостоятельным, так как отношения конкурентов заключаются в состязательности, а названные общества являются потенциальными конкурентами.
Вывод суда кассационной инстанции о неустановлении значимого для дела рынка ввиду разности рынков, на котором установлено доминирующее положение и имеются негативные последствия, является необоснованным, поскольку такие последствия имелись на двух рынках, а при квалификации действий по статье 10 Закона о защите конкуренции должно быть установлено доминирующее положение лица на том рынке, находясь на котором и пользуясь своим доминирующим положением на котором, в том числе в совокупности с иными обстоятельствами, оно может оказать негативное влияние на конкуренцию. При этом негативное влияние на конкуренцию может быть выявлено как на одном и том же рынке (рынке доминирования), так и на ином, вследствие тех же действий.
Кроме того, коллегия судей не может согласиться с выводами суда кассационной инстанции о том, что защита права на согласование Перечня средств измерений не находится в сфере антимонопольного регулирования и должна осуществляться только в гражданско-правовом порядке.
Общество "Коммунэнергосбыт" обратилось с жалобой на действия потенциального конкурента, уже действующего на рынке и злоупотребляющего на нем своим доминирующим положением, в компетентный административный орган, а Наблюдательный совет НП "Совет рынка" направил документы о незаконных действиях общества "ВСК". Управление с учетом выводов компетентного в области электроэнергетики саморегулируемого органа (НП "Совет рынка") вынесло решение и предписание в защиту нарушенных прав в соответствии с полномочиями, указанными в статье 23 Закона о защите конкуренции.
При этом в силу частей 1 и 2 статьи 25 Закона об электроэнергетике на оптовом и розничных рынках действует система регулярного антимонопольного контроля за их функционированием, имеющая целью своевременное предупреждение, выявление, ограничение и (или) пресечение действий (бездействия), которые имеют или могут иметь своим результатом недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов субъектов электроэнергетики и потребителей электрической энергии, в частности: создания препятствий доступу к услугам совета рынка и организаций коммерческой и технологической инфраструктур. Объектами антимонопольного регулирования и контроля являются, в том числе, действия субъектов оптового или розничных рынков, занимающих доминирующее положение на указанных рынках.
При таких обстоятельствах, правовые основания для признания необоснованными оспариваемых актов антимонопольного органа отсутствуют.
Таким образом, выводы судов основаны на неправильном применении антимонопольного законодательства и законодательства об электроэнергетике.
При таких обстоятельствах коллегия судей полагает, что обжалуемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктами 1 и 3 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права, права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А13-223/2010 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Вологодской области от 26.08.2010, постановления Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.10.2010 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 21.06.2011 по данному делу.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 27.04.2012 года.
Председательствующий |
О.Ю. Гвоздилина |
Судьи |
В.Г. Кирюшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 марта 2012 г. N ВАС-1009/11 "О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А13-223/2010
Истец: ОАО "Вологодская сбытовая компания", УФАС ПО ВОЛОГОДСКОЙ ОБЛАСТИ
Ответчик: ОАО "Вологодская сбытовая компания", Управление Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области
Третье лицо: МУП "Вологдагортеплосеть", НП "Совет рынка", ООО "Коммунэнергосбыт"
Хронология рассмотрения дела:
07.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 1009/11
07.06.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-1009/11
23.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1009/11
23.09.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1009/11
21.06.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-4793/11
22.04.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1009/11
28.02.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1009/11
31.01.2011 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1009/11
28.10.2010 Постановление Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда N 14АП-6796/10