Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Прониной М.В. и судей Марамышкиной И.М., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов", г. Саратов, от 09.02.2012 N 04-06/341 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Саратовской области от 13.07.2011 N А57-5261/2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2011 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Фри ДОМ" (далее - компания), г. Саратов, обществу с ограниченной ответственностью "Газпром межрегионгаз Саратов" (далее - общество) о взыскании неосновательного обогащения в сумме 111 232 рублей 06 копеек.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением от 13.07.2011, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 и постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2011, исковые требования удовлетворены в полном объеме.
Заявитель не согласен с обжалуемыми судебными актами, полагает несоответствующими нормам материального права и нарушающими единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права выводы суда кассационной инстанции о применении при определении задолженности розничной цены на газ, установленной для населения.
Исходя из доводов, изложенных в заявлении, а также из содержания указанных судебных актов, суд не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из обжалуемых судебных актов, обращаясь в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями, компания указывала, что в результате применения обществом при расчете подлежащей оплате стоимости полученного газа тарифа, установленного для промышленных потребителей вместо тарифа для населения, на стороне общества возникло неосновательное обогащение в виде переплаты за октябрь, ноябрь, декабрь 2008 года в размере 111 232 рублей 06 копеек.
Истец полагает, что при определении стоимости полученного газа, потребленного для отопления и горячего водоснабжения жилых помещений, подлежит применению тариф в размере 1,85 рубля за 1 куб. м, установленный постановлением Комитета по государственному регулированию тарифов Саратовской области от 14.12.2007 N 21/1 "Об установлении розничных цен на газ, реализуемый населению Саратовской области, на 2008 год".
Судами установлено, что истец является организацией, созданной в соответствии с положениями Жилищного кодекса Российской Федерации в целях управления жилыми и нежилыми помещениями в многоквартирном доме.
В соответствии с условиями договора поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-10973/08, заключенного сторонами, общество (поставщик) осуществило поставку природного газа компании (покупателю) в октябре 2008 года в размере 31,2 тыс. куб. м; в ноябре 2008 года в размере 82,5 тыс. куб. м, в декабре 2008 года в размере 137,9 тыс. куб. м. по цене 2,44 рубля за 1 куб. м. газа с учетом стоимости затрат по транспортировке и снабженческо-сбытовых услуг, что подтверждено соответствующими актами поданного-принятого газа и счетами-фактурами.
Обязательства по оплате полученного газа выполнены компанией по указанной цене в полном объеме.
Газ, приобретаемый в соответствии с условиями указанного договора, используется истцом в качестве топлива для крышной котельной, производящей тепловую энергию на отопление и горячее водоснабжение исключительно для нужд собственников помещений многоквартирных домов, расположенных по адресу: г. Саратов, ул. Вавилова 23/25, ул. Соколовая 10/16, ул. Некрасова 33/35.
В соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307, коммунальные услуги предоставляются лицу, пользующемуся на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющему коммунальные услуги - потребителю через исполнителя - юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, а также индивидуального предпринимателя, предоставляющего коммунальные услуги, производящего или приобретающего коммунальные ресурсы и отвечающего за обслуживание внутридомовых инженерных систем, с использованием которых потребителю предоставляются коммунальные услуги.
Исполнителем могут быть управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный или иной специализированный потребительский кооператив, а при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений - иная организация, производящая или приобретающая коммунальные ресурсы.
В соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.2008 N 549 и регулирующими взаимоотношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, может выступать стороной договора поставки газа юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению.
Пунктом 41 указанных Правил предусмотрено, что размер платы за потребленный газ рассчитывается как произведение объема потребленного газа, определенного по показаниям приборов учета, а при их отсутствии - в порядке, установленном пунктами 32 - 38 настоящих Правил, и розничных цен на газ, установленных для населения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Размер платы за газ, поставленный абоненту - юридическому лицу, приобретающему газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, определяется по розничным ценам на газ, установленным для населения.
Согласно постановлению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.10.2007 N 57 при заключении договоров товарищества собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительные кооперативы (ЖСК) действуют не как хозяйствующие субъекты с самостоятельными экономическими интересами, отличными от интересов членов ТСЖ, ЖСК. Соответствующие обязательства управляющей организации перед организациями, непосредственно оказывающими услуги (выполняющими работы), не могут быть большими, чем в случае заключения этими организациями прямых договоров с жильцами- членами ТСЖ, ЖСК, в связи с чем при реализации услуг по регулируемым ценам (тарифам), ТСЖ, ЖСК оплачивает такие услуги, предназначенные жильцам, по тарифам, утвержденным для населения, а не для юридических лиц.
При рассмотрении настоящего дела судами установлено, что компания не обеспечивает отопление и подачу горячей воды иным потребителям, кроме населения, проживающего в многоквартирных домах по указанным адресам.
Судами не установлено, что газ, поставляемый истцом по договору поставки газа от 01.01.2008 N 46-5-10973/08, реализуется ответчиком в коммерческих целях.
Приобретение газа исполнителем коммунальных услуг в лице управляющей организации по тарифам, установленным для населения, не противоречит нормам права, регулирующим отношения в сфере газоснабжения, и сложившейся арбитражной практике.
В соответствии со статьей 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение).
Исходя из фактических обстоятельств дела и оценив представленные сторонами доказательства, суды пришли к выводу, что неправомерный расчет поставщиком стоимости полученного покупателем газа, приобретаемого в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, по тарифу, установленному для промышленных потребителей, привел к возникновению на стороне поставщика неосновательного обогащения, подлежащего взысканию.
Доводы заявителя, изложенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом рассмотрения суда кассационной инстанции, получили надлежащую правовую оценку и признаны несостоятельными как основанные на неправильном толковании норм права.
Нарушений судами норм процессуального права, являющихся безусловным основанием для изменения или отмены судебных актов в порядке надзора, при рассмотрении обжалуемого судебного акта не установлено.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А57-5261/2011 Арбитражного суда Саратовской области для пересмотра в порядке надзора решения от 13.07.2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26.12.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
М.В. Пронина |
Судьи |
И.М. Марамышкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 апреля 2012 г. N ВАС-3291/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был