Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Сахалинской области от 05.08.2011 по делу N А59-2311/2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2011 по тому же делу по иску государственного учреждения - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Сахалинской области (далее - отделение пенсионного фонда Сахалинской области) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области о взыскании 44 318 рублей 04 копеек расходов на исполнение в 2008 году решений мировых судей о компенсации неработающим пенсионерам стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно, использованного до 01.01.2005.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Сахалинской области от 05.08.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2011 решение отменено, с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу отделения пенсионного фонда Сахалинской области взыскано 44 318 рублей 04 копейки расходов.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 23.12.2011 постановление суда апелляционной инстанции отменил, решение оставил в силе.
В заявлении о пересмотре судебных актов первой и кассационной инстанций в порядке надзора отделение пенсионного фонда Сахалинской области просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права.
Рассмотрев заявление и изучив доводы заявителя, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного суда Российской Федерации.
Как следует из представленных материалов, во исполнение решений мировых судей судебного участка N 23 МО "Южно-Курильский городской округ" от 11.04.2008 (дело N 2-160/2008), судебного участка N 16 Томаринского района (дело N 2-254/2008) и апелляционного решения Анивского районного суда Сахалинской области от 04.09.2008 (дело N 11-32-06) отделением пенсионного фонда Сахалинской области произведена выплата спорной суммы в счет компенсации оплаты стоимости проезда к месту отдыха и обратно неработающим пенсионерам Шоноховой Г.А., Шныревой Л.В., Наполовой Т.А., проживающим в Сахалинской области.
Согласно названным решениям мировых судей право на использование льготного проезда к месту проведения отдыха и обратно реализовано указанными гражданами в 2003 - 2004 годах.
Полагая, что компенсация стоимости проезда к месту проведения отдыха и обратно неработающим пенсионерам, использовавшим эту льготу до 01.01.2005, является обязательством Российской Федерации, спорная сумма компенсации выплачена по решениям судов за счет средств Пенсионного фонда Российской Федерации, которому из федерального бюджета соответствующие средства не передавались, отделение пенсионного фонда Сахалинской области обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно статье 34 Закона Российской Федерации от 19.02.1993 N 4520-1 (далее - Закон N 4520-1) "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" пенсионеры по старости, проработавшие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях соответственно 15 и 20 календарных лет, и пенсионеры по инвалидности, проживающие и получившие инвалидность в период работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют право на бесплатный проезд один раз в два года к месту отдыха и обратно на территории Российской Федерации.
Статьей 4 Закона N 4520-1 источником финансирования затрат на указанные государственные гарантии назван бюджет Российской Федерации, а для лиц, получающих пенсии - Пенсионный фонд Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176 утверждены Правила компенсации расходов на оплату стоимости проезда пенсионерам, являющимся получателями трудовых пенсий по старости и по инвалидности и проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, к месту отдыха на территории Российской Федерации и обратно, которые распространяются на правоотношения, возникшие с 01.01.2005.
Согласно пункту 2 названного постановления финансовое обеспечение таких расходов осуществляется за счет средств федерального бюджета, предоставляемых в порядке межбюджетных отношений бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации, в пределах ассигнований, предусмотренных в сводной бюджетной росписи федерального бюджета Министерству финансов Российской Федерации.
Суды установили, что оплата истцом спорной суммы произведена в 2008 году в связи с исполнением принятых и вступивших в законную силу в 2008 году судебных актов о взыскании с учреждений Пенсионного фонда Российской Федерации компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1, в пользу неработающих пенсионеров Шоноховой Г.А., Шныревой Л.В., Наполовой Т.А., реализовавших свою льготу в 2003 - 2004 годах.
Названные граждане предъявили свои требования о компенсации расходов на льготный проезд к учреждениям Пенсионного фонда Российской Федерации после 01.01.2005. До указанной даты такие требования к Пенсионному фонду Российской Федерации не заявлялись.
Поскольку правоотношения между неработающими пенсионерами и истцом возникли после 01.01.2005, к спорным правоотношениям применяется постановление Правительства Российской Федерации от 01.04.2005 N 176.
В бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации и в росписи расходов бюджета отделения пенсионного фонда Сахалинской области на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов предусмотрены средства, передаваемые из федерального бюджета на оплату пенсионерам компенсации, предусмотренной статьей 34 Закона N 4520-1. Доказательств недостаточности этих средств на выплату компенсаций, требования по которым заявлены в 2008 году, истцом не представлено.
Суд кассационной инстанции указал, что при удовлетворении иска судом апелляционной инстанции не учтено, что спорные правоотношения возникли и сама выплата компенсации неработающим пенсионерам произведена в 2008 году, когда обязанность по этой компенсации была возложена на Пенсионный фонд Российской Федерации. Вступившими в законную силу судебными актами мировых судей и районного суда общей юрисдикции также установлена обязанность выплаты названной компенсации истцом.
Нарушений норм материального права судами первой и кассационной инстанций не допущено.
Ссылка заявителя на другие дела, по которым расходы взысканы с казны Российской Федерации, не может быть принята во внимание, поскольку по этим делам установлены иные фактические обстоятельства.
Приведенные в заявлении доводы направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств спора, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относится к полномочиям суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А59-2311/2011 Арбитражного суда Сахалинской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 05.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 23.12.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 апреля 2012 г. N ВАС-3406/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А59-2311/2011
Истец: Государственное учреждение-Отделение Пенсионного фонда РФ по Сахалинской области, ГУ-ОПФР по Сахалинской области
Ответчик: Министерство финансов РФ в лице Управления Федерального казначейства по Сахалинской области, Министерство финансов РФ в лице УФК по Сахалинской обл.