Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление индивидуального предпринимателя Нестерова В.К. о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2011 по делу N А17-436/2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.12.2011 по тому же делу по иску индивидуального предпринимателя Нестерова В.К. (далее - предприниматель, истец) к субъекту Российской Федерации - Ивановской области в лице Департамента финансов Ивановской области о взыскании за счет казны субъекта Российской Федерации 526 416 рублей 55 копеек расходов, связанных с предоставлением льготного проезда гражданам.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Правительство Ивановской области, Комитет Ивановской области по транспорту.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Ивановской области от 19.05.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 22.12.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора предприниматель просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации пришел к выводу об отсутствии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что истец осуществляет перевозки автомобильным транспортом общего пользования на маршрутах Ивановской области.
Комитет Ивановской области по транспорту и связи (заказчик) и предприниматель (перевозчик) заключили договоры (с дополнительными соглашениями) об оказании услуг по перевозке льготных категорий граждан на всех видах пассажирского транспорта от 05.02.2009 N ЛП 09-02-1/160 и от 01.01.2010 N ЛП 10-02-1/152. Согласно условиям договоров истец выполняет перевозку категорий граждан, которым предоставляются меры социальной поддержки в соответствии с федеральным и областным законодательством, а также указом губернатора Ивановской области от 25.08.2008 N 87-уг "О порядке льготного проезда граждан с использованием социальной карты жителя Ивановской области" на маршрутах Ивановской области по социальным картам жителя Ивановской области, а комитет производит возмещение транспортному предприятию убытков, возникающих из перевозки льготных категорий граждан.
Расчеты за проезд льготных категорий пассажиров производятся с помощью социальной карты жителя Ивановской области (пункты 2.1 договоров), а перевозчик обязан иметь беспроводной портативный терминал для электронных транзакций.
Стороны согласовали, что заказчик принимает от перевозчика предъявленные им отчеты только установленного образца; осуществляет оплату по предъявленным отчетам в течение десяти дней с момента получения заказчиком средств из областного бюджета, выделенных на оплату услуг по перевозке граждан льготных категорий, которым предоставляются меры социальной поддержки; оплата перевозчику предъявленных отчетов осуществляется по действующему у перевозчика тарифу, но не выше предельного максимального уровня тарифов, установленного Правительством Ивановской области от 31.01.2007 N 11-п "Об утверждении предельного максимального уровня тарифов на перевозку всеми видами пассажирского транспорта, деятельность которого регулируется органами государственной власти Ивановской области, граждан, имеющих право на меры социальной поддержки на транспорте" (пункты 2.2 договоров).
Во исполнение условий названных договоров предприниматель (арендатор) заключил с открытым акционерным обществом "Банк Уралсиб" (арендодатель) договор аренды оборудования от 23.12.2008 N А-50-23/12/08, по условиям которого истцу передано оборудование для расчетов за проезд с помощью социальной карты жителя Ивановской области - терминалы и вспомогательное оборудование; арендная плата с декабря 2008 года по февраль 2010 года составила 256 064 рубля 52 копейки. В марте 2010 года предприниматель выкупил арендованное имущество, что подтверждается платежным поручением от 05.03.2010 N 25 на сумму 20 726 рублей 53 копейки.
Истец заключил с закрытым акционерным обществом "Информационная расчетно-платежная система" (далее - ЗАО "ИРПС") договор аренды оборудования от 22.06.2009 N 2; арендная плата составила 2 600 рублей. Данное оборудование предприниматель приобрел по договору поставки от 01.07.2009 N 31 за 36 400 рублей.
По договору от 27.12.2008 N 41/435 ЗАО "ИРПС" оказало предпринимателю услуги по техническому обслуживанию упомянутых терминалов; истец оплатил названные услуги с января 2009 года по декабрь 2010 года в сумме 145 800 рублей.
Стоимость термоленты для терминалов, приобретенной предпринимателем, составила 8 721 рубль 50 копеек.
Предприниматель возложил на работника (диспетчера) дополнительные обязанности по обслуживанию транспортных терминалов (приказ от 03.01.2009 N 2), поэтому увеличил заработную плату работника на 2 000 рублей в месяц. Указанные расходы истца составили 48 000 рублей; страховые взносы за работника - 7 104 рубля.
В рассматриваемый период истец понес расходы на сумму 525 416 рублей 55 копеек.
Полагая, что затраты, связанные с реализацией проекта "Социальная карта жителя Ивановской области", являются расходами, предприниматель обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Суды трех инстанций отказали в удовлетворении иска, поскольку в нарушение требований статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не представлено доказательств, подтверждающих сам факт возникновения расходов по вине ответчика, а также противоправность действий последнего, повлекших причинение истцу расходов.
Суды указали, что на ответчика не возложена обязанность несения расходов на приобретение и содержание принадлежащего истцу имущества.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено полное возмещение перевозчику затрат, связанных с предоставлением установленных льгот по провозной плате, а не расходов, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности по перевозке льготных категорий граждан.
Приведенные в заявлении доводы касаются не норм материального права, а предоставления доказательств в обоснование факта причинения истцу расходов, то есть сводятся к переоценке доказательств, что в силу норм главы 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в полномочия суда надзорной инстанции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А17-436/2011 Арбитражного суда Ивановской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 19.05.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 26.08.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 22.12.2011 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 9 апреля 2012 г. N ВАС-3861/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А17-436/2011
Истец: ИП Нестеров В. К.
Ответчик: Департамент финансов Ивановской области
Третье лицо: Комитет Ивановской области по транспорту, Правительство Ивановской области