Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2012 г. N ВАС-3921/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи А.И. Бабкина, Е.Ю. Валявиной, Д.И. Дедова рассмотрела заявление Правительства Российской Федерации (далее - Правительство, заявитель) от 15.03.2012 N 03-134 о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 по делу N ВАС-7986/11.
В качестве заинтересованного лица определением от 24.08.2011 к участию в деле привлечена Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации. Суд
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Каспэнергосбыт" (далее - общество"Каспэнергосбыт") и открытое акционерное общество "Черкесские городские электрические сети" (далее - общество "Черкесские городские электрические сети") обратились в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлениями о признании частично недействующим абзаца 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172.
Решением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.12.2011 абзац 3 пункта 62 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172, признан недействующим в части его применения только к гарантирующим поставщикам - участникам оптового рынка, в отношении которых выполняются следующие условия: прогнозные объемы потребления электрической энергии и (или) мощности этих гарантирующих поставщиков, определенные в прогнозном балансе на очередной период регулирования составляют не менее 60 процентов суммарных прогнозных объемов потребления электрической энергии и (или) мощности, определенных в прогнозном балансе на данный период в отношении субъекта Российской Федерации, как несоответствующий имеющему большую юридическую силу Федеральному закону "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ.
В удовлетворении заявлений общества "Каспэнергосбыт" и общества "Черкесские городские электрические сети" о признании недействующим абзаца 3 пункта 62 названных Правил как несоответствующего Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Федеральному конституционному закону от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора решения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации Правительство Российской Федерации просит указанный судебный акт отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований обществ, ссылаясь на нарушение данным решением публичных интересов, а также прав и законных интересов неопределенного круга лиц.
По мнению Правительства Российской Федерации, выводы суда о том, что заявителем не указаны федеральные законы, которыми установлены ограничения для деятельности сбытовых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, но не отвечающих критериям, содержащимся в оспариваемой норме, сделаны без учета положений ст. 23.1 Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N 35-ФЗ (далее - Закон об электроэнергетике) и ст. 6 Федерального закона "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об электроэнергетике" от 26.03.2003 N36-ФЗ (далее - Закон об особенностях функционирования электроэнергетики), устанавливающих полномочия Правительства Российской Федерации по определению перечня отдельных частей ценовых зон оптового рынка, в которых устанавливаются особенности функционирования оптового и розничных рынков, и полномочиями по установлению особенностей функционирования оптового и розничных рынков в отдельных частях ценовых зон оптового рынка.
Согласно части 4 статьи 299 Кодекса дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
В соответствии с данной статьей основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Проверив доводы заявителя, изучив оспариваемый судебный акт и материалы дела, коллегия судей пришла к выводу об отсутствии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебного акта в порядке надзора.
Основываясь на положениях абзацев 1, 3 пункта 62, абзаца первого пункта 64 Правил оптового рынка электрической энергии и мощности, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2010 N 1172 (далее - Правила), части 1 статьи 6, части 2 статьи 30, части 2 статьи 35 Закона об электроэнергетике, и с учетом того, что Правительством Российской Федерации не указаны федеральные законы, которыми установлены ограничения для деятельности сбытовых организаций, являющихся субъектами оптового рынка, но не отвечающих критериям, содержащимся в оспариваемой норме, суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что оспариваемое положение препятствует возникновению рыночных отношений и конкуренции, а также другим принципам организации отношений в сфере электроэнергетики, закрепленным в указанных нормах.
Довод заявителя о том, что судом не учтен факт принятия оспариваемых положений Правил в порядке реализации Правительством своих полномочий по установлению особенностей функционирования оптового и розничных рынков электроэнергии в отдельных частях ценовых зон оптового рынка, закрепленных в положениях ст. 23.1 Закона об электроэнергетике и ст. 6 Закона об особенностях функционирования электроэнергетики, опровергается содержанием мотивировочной части принятого судом решения.
В частности, судом обоснованно указано на то, что установление таких особенностей не должно приводить к нарушению принципов, обеспечивающих организацию отношений в сфере электроэнергетики, в частности: свободы экономической деятельности в сфере электроэнергетики, единства экономического пространства в сфере обращения электрической энергии, конкуренции, обеспечения недискриминационных и стабильных условий для осуществления предпринимательской деятельности, свободного доступа к участию в оптовом рынке всех продавцов и покупателей электрической энергии, соблюдающих правила оптового рынка и удовлетворяющих требованиям в отношении субъектов оптового рынка, установленным статьей 35 настоящего Федерального закона.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему Конституцией Российской Федерации и законом полномочия, в настоящем случае не вправе было принимать нормативные положения, приводящие к нарушению правовых основ функционирования оптового рынка электрической энергии.
При таких обстоятельствах, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N ВАС-3921/12 в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 28.12.2011 отказать.
Председательствующий судья |
А.И. Бабкин |
Судьи |
Е.Ю. Валявина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 апреля 2012 г. N ВАС-3921/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был