Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Зориной М.Г., Першутова А.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление акционерного общества "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы" в лице филиала "Илецкий железнодорожный участок" (ул. Вокзальная, д. 95а, г. Соль-Илецк, Оренбургская обл., 461504) от 23.01.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 01.07.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.01.2012 по делу Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4040/2010 по заявлению акционерного общества "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы" в лице филиала "Илецкий железнодорожный участок" к Межрайонной инспекции ФНС России N 5 по Оренбургской области (ул. Заводская, д. 1, г. Соль-Илецк, Оренбургская обл., 461500) о признании недействительным решения от 10.03.2009 N 96.
СУД УСТАНОВИЛ:
Во исполнение Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан об особенностях правового регулирования деятельности предприятий, учреждений и организаций железнодорожного транспорта от 18.10.1996 акционерному обществу "Национальная компания "Казахстан Темир Жолы" (далее - общество) передан в управление находящийся на территории Российской Федерации участок железной дороги (разъезд "Уютный" - "станция Кос-Арал"), для обслуживания которого им создан филиал "Илецкий железнодорожный участок" (далее - филиал).
Общество признается плательщиком налогов в Российской Федерации, поскольку осуществляет деятельность на территории Российской Федерации через созданный им филиал.
В октябре 2008 года обществом представлена налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость за III квартал 2008 года, в которой исчислено к возмещению 4 525 457 рублей названного налога.
По результатам камеральной налоговой проверки указанной декларации Межрайонной инспекцией ФНС России N 5 по Оренбургской области (далее - инспекция) принято решение от 10.03.2009 N 96 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции), которым признано неправомерным предъявление к налоговому вычету 3 592 142 рублей налога на добавленную стоимость и предложено уплатить 3 924 863 рубля недоимки по названному налогу.
Решением Управления ФНС России по Оренбургской области от 09.03.2010 N 17-15/03435 апелляционная жалоба общества на решение инспекции оставлена без удовлетворения.
Общество обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением о признании решения инспекции недействительным.
Решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.07.2011 требования общества удовлетворены в части признания недействительным решения инспекции об отказе в возмещении 164 870 рублей налога на добавленную стоимость в связи с признанием инспекцией ошибки, допущенной при проверке налоговых вычетов по названному налогу. В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд постановлением от 12.01.2012 указанные судебные акты оставил без изменения.
Как установлено судами, через кассы филиала обществом осуществляется реализация билетов для перевозки пассажиров и багажа как по территории Российской Федерации и между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, так и исключительно по территории Казахстана.
Следовательно, обществом помимо деятельности, подлежащей налогообложению в Российской Федерации по налоговым ставкам 18 процентов и 0 процентов (реализация услуг на территории Российской Федерации, перевозка пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами территории Российской Федерации), осуществлялись операции, не признаваемые объектом налогообложения на территории Российской Федерации (пункт отправления и пункт назначения пассажиров и багажа расположены за пределами территории Российской Федерации).
Согласно абзацам первому и четвертому пункта 4 статьи 170 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).
При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых этим налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац седьмой пункта 4 статьи 170 Кодекса).
У общества упомянутый раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость отсутствует.
В III квартале 2008 года филиалом получено финансирование от общества для осуществления деятельности филиала (приобретение товаров, оплаты работ и услуг сторонних организаций) в размере 19 497 693 рублей. Указанная сумма не отражена в налоговой декларации за данный налоговый период.
Предусмотренная абзацем пятым пункта 4 статьи 170 Кодекса пропорция определена инспекцией исходя из следующих показателей.
В III квартале 2008 года филиалом реализовано товаров (работ, услуг) на сумму 30 716 797 рублей 21 копейку, общая сумма поступлений денежных средств с учетом упомянутого финансирования (19 497 693 рубля) равняется 50 214 490 рублям 21 копейки.
В процентом отношении 30 716 797 рублей 21 копейка составляет 61 процент от 50 214 490 рублей 21 копейки.
В налоговой декларации общество заявило к налоговому вычету 9 210 621 рубль налога на добавленную стоимость, 61 процент от которых равняется 5 618 479 рублям.
Разница между 9 210 621 рублем и 5 618 479 рублями составляет 3 592 142 рубля налога на добавленную стоимость, признанных инспекцией неправомерно предъявленными к налоговому вычету.
Суды согласились с этим выводом инспекции, поскольку часть затрат, понесенных в Российской Федерации, которым корреспондирует 3 592 142 рубля налога на добавленную стоимость, не понесена для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в Российской Федерации.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций общество просит названные судебные акты отменить как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. В обоснование общество ссылается на постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 13.03.2007 N 9593/06.
Проверив доводы, изложенные в заявлении, и материалы дела, коллегия судей считает, что дело Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4040/2010 подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в части эпизода, связанного с исключением из налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость 3 592 142 рублей, отраженного в пункте 3 решения инспекции.
Согласно пункту 4 статьи 170 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг) налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые названным налогом операции (пункт 1 статьи 146 Кодекса), так и освобождаемые от налогообложения операции (пункт 2 статьи 170 Кодекса), принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для осуществления указанных операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения.
В силу абзаца пятого пункта 4 статьи 170 Кодекса указанная пропорция определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости товаров (работ, услуг), имущественных прав, отгруженных за налоговый период.
Следовательно, в названной пропорции подлежат учету только денежные средства, причитающиеся к получению (в данном случае - полученные) налогоплательщиком, за реализованные товары (работы, услуги).
В соответствии подпунктом 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса, операции, указанные в пункте 3 статьи 39 Кодекса, не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Согласно подпункту 4 пункта 3 статьи 39 Кодекса передача имущества не признается реализацией товаров (работ или услуг), если такая передача носит инвестиционный характер.
В силу статьи 2 Федерального закона от 09.07.1999 N 160-ФЗ "Об иностранных инвестициях в Российской Федерации" вложения иностранного капитала в объекты предпринимательской деятельности на территории Российской Федерации, в том числе в виде денежных средств, признаются иностранными инвестициями.
Денежные средства, переданные обществом филиалу отвечают признаку инвестиций, так как предоставлены для финансирования затрат в Российской Федерации.
Инспекцией не установлено связи 19 497 693 рубля с общей стоимостью товаров (работ, услуг), отгруженных за налоговый период, о которой упоминается в абзаце пятом пункта 4 статьи 170 Кодекса в качестве показателя, используемого для составления пропорции по налогу на добавленную стоимость, принимаемого к налоговому вычету налогоплательщиками, осуществляющими как облагаемые, так и освобожденные от налогообложения операции.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1) передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А47-4040/2010 Арбитражного суда Оренбургской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 01.07.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.09.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.01.2012;
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2012 г. N 2037/12
2) направить копии определения, заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле;
3) предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 1 июля 2012 г.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 мая 2012 г. N ВАС-2037/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А47-4040/2010
Истец: АО "Национальная компания Казахстан Темир Жолы"
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 5 по Оренбургской области
Хронология рассмотрения дела:
30.08.2013 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8539/13
24.06.2013 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4040/10
30.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 2037/12
02.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2037/12
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2037/12
13.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2037/12
12.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-8552/2011
08.09.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-8604/11
01.07.2011 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4040/10