Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Юхнея М.Ф., судей Гвоздилиной О.Ю., Кирюшиной В.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СОЛАР" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Красноярского края от 14.09.2011 и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011 по делу N А33-12900/2011,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Торговый дом "СОЛАР" (г. Красноярск; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае (далее - управление) от 26.07.2011 N 04-11/4785П о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 14.09.2011 обществу отказано в удовлетворении заявления.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре указанных судебных актов в порядке надзора общество, ссылаясь на нарушение оспариваемыми судебными актами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, просит их отменить. По мнению общества, нарушение его прав и законных интересов состоит в том, что суды не применили закон, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом и нерезидентом - Targetti Sankey SRI (дале - нерезидент) заключено соглашение от 25.02.2010 о предоставлении консультационных услуг на общую сумму 17 335,50 Евро, в связи с чем, обществом 31.01.2011 в уполномоченном банке - Красноярском городском отделении N 161 филиала акционерного коммерческого Сберегательного банка Российской Федерации оформлен паспорт сделки N 11010007/1481/0678/3/0.
Согласно пункту 3.4 указанного соглашения расчет за проведенные консультации нерезидент осуществляет в срок до 31.01.2011.
Денежные средства в сумме 17 335,50 Евро на транзитный валютный счет общества N 40702978031281030567 зачислены 13.01.2011.
Срок представления в уполномоченный банк справки о валютных операциях согласно пункту 1.3 Инструкции Центрального банка Российской Федерации от 15.06.2004 N 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" (далее - Инструкция ЦБ РФ N 117-И) истек 24.01.2011. Фактически справка о валютных операциях представлена обществом в уполномоченный банк 01.02.2011.
По результатам проверки должностным лицом управления 12.05.2011 составлен протокол об административном правонарушении N 04-11/4785.
Постановлением о назначении административного наказания от 26.07.2011 N 04-11/4785П общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и ему назначено наказание в размере 40 000 рублей штрафа.
Отказывая в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления управления, суд первой инстанции сделал вывод о наличии в действиях общества состава вмененного ему административного правонарушения и отсутствии оснований для признания данного административного правонарушения малозначительным. Суд также сослался на то, что правонарушение совершено обществом 25.01.2011, то есть до вступления в силу Указания Банка России от 29.12.2010 N 2557-У о внесении изменений в Инструкцию ЦБ РФ N 117-И об увеличении срока представления справки и поэтому применению подлежит упомянутая Инструкция в редакции, действующей до 27.02.2011, так как обратную силу имеют только законы.
Суд апелляционной инстанции, оставляя решение суда первой инстанции без изменения, согласился с его выводами.
Между тем, по мнению коллегии судей, судами не учтено следующее.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 N 173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" (далее - Федеральный закон о валютном регулировании) резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, обязаны представлять органам и агентам валютного контроля документы и информацию, которые предусмотрены статьей 23 указанного Федерального закона, а также вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.
В соответствии с частью 4 статьи 5 Федерального закона о валютном регулировании Центральный банк Российской Федерации устанавливает единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления, а также готовит и опубликовывает статистическую информацию по валютным операциям.
Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 N 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж" установлено, что формой учета по валютным операциям для резидентов является, в том числе справка о валютных операциях.
Согласно пункту 1.2. Инструкции ЦБ РФ N 117-И резиденты при осуществлении валютных операций в иностранной валюте представляют в уполномоченный банк справку об идентификации по видам валютных операций средств в иностранной валюте, поступивших на банковский счет или списываемых с банковского счета резидента, открытого в уполномоченном банке, являющуюся документом, подтверждающим совершение валютной операции.
Как следует из пункта 1.3. Инструкции ЦБ РФ N 117-И (действующий на момент совершения правонарушения) документы, указанные в пункте 1.2 упомянутой инструкции представляются резидентом при списании иностранной валюты с его счета в уполномоченном банке либо не позднее 7 рабочих дней со дня поступления иностранной валюты на его счет в уполномоченном банке.
С учетом того, что общество, должно было представить в уполномоченный банк справку о валютных операциях не позднее 24.01.2011, а направило документы только 01.02.2011, суды пришли к правильному выводу о наличии в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ (в редакции Федерального закона от 23.07.2010 N 174-ФЗ).
В то же время Указанием ЦБ РФ N 2557-У, вступившим в законную силу 27.02.2011, в пункт 1.3 Инструкции ЦБ РФ N 117-И внесены следующие изменения: слова "7 рабочих дней" заменены словами "15 рабочих дней". Таким образом, срок для предоставления справки о валютных операциях увеличен. Данные изменения вступили в законную силу до составления в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесения соответствующего постановления.
Общество представило в уполномоченный банк справку о валютных операциях в пределах срока, установленного новой редакцией Инструкции ЦБ РФ N 117-И.
Вывод судов о невозможности применения Инструкции ЦБ РФ N 117-И в редакции указания ЦБ РФ N 2557-У со ссылкой на часть 3 статьи 4 Федерального закона о валютном регулировании, поскольку обратной силой обладает только закон, несостоятелен в связи со следующим.
Реализуя свои полномочия, установленные частью 4 статьи 5 Федерального закона о валютном регулировании, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 N 117-И. Данная инструкция принята в соответствии с Федеральным законом о валютном регулировании, Федеральным законом "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" от 10.07.2002 N 86-ФЗ, Федеральным законом "О банках и банковской деятельности" от 03.06.2009 N 102-ФЗ и устанавливает порядок представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядок учета валютных операций и порядок оформления резидентами в уполномоченных банках паспорта сделки при осуществлении валютных операций.
За нарушение сроков предоставления справки о валютных операциях, установленных Инструкцией ЦБ РФ N 117-И, наступает административная ответственность, предусмотренная пунктом 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
В силу части 2 статьи 1.7 КоАП РФ и пункта 5 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Поскольку на момент составления в отношении общества протокола об административном правонарушении и вынесении постановления о привлечении его к административной ответственности срок предоставления справки о валютных операциях был увеличен Инструкцией ЦБ РФ N 117-И, принятой в соответствии с указанными законами, и общество представило указанную справку в пределах нового срока, то подлежит применению нормативный акт, улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемые обществом судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-12900/2011 Арбитражного суда Красноярского края от 14.09.2011 для пересмотра в порядке надзора решения и постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 22.11.2011 по данному делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 июля 2012 г. N 2265/12
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 27.06.2012.
Председательствующий судья |
М.Ф. Юхней |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 мая 2012 г. N ВАС-2265/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-12900/2011
Истец: ООО "Торговый Дом "Солар"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Красноярском крае
Хронология рассмотрения дела:
30.07.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 2265/12
02.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2265/12
06.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2265/12
17.02.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2265/12
25.01.2012 Определение Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-305/12
22.11.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-4695/11