Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.М. Тумаркина, судей Е.Н. Зарубиной и М.Г. Зориной рассмотрела в судебном заседании заявление Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан (ул. Буйнакского, д. 3, г. Махачкала, 367000) от 30.01.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.02.2011, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2011 по делу N А15-2503/2010 Арбитражного суда Республики Дагестан по заявлению открытого акционерного общества "Дагестанская энергосбытовая компания" (ул. М. Дахадаева, д. 73, г. Махачкала, 367020) к Межрайонной инспекции ФНС России по крупнейшим налогоплательщикам по Республике Дагестан о признании недействительным решения от 24.09.2010 N 10-20-р в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан от 12.11.2010 N 15-08/076.
Другие лица, участвующие в деле: Управление ФНС России по Республике Дагестан.
СУД УСТАНОВИЛ:
по результатам выездной налоговой проверки общества за период с 01.01.2007 по 31.12.2008 инспекция вынесла решение от 24.09.2010 N 10-20-р о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Управление Федеральной налоговой службы по Республике Дагестан решением от 12.11.2010 N 15-08/076, принятым по апелляционной жалобе общества, отменило решение инспекции в части привлечения к налоговой ответственности в виде 90 319 177 рублей штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в остальной части решение инспекции оставило без изменения.
Общество обжаловало решение инспекции в Арбитражный суд Республики Дагестан.
Решением суда первой инстанции от 18.02.2011 заявление общества удовлетворено.
Постановлением Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 решение суда первой инстанции изменено: из мотивировочной части решения суда исключены выводы о занижении обществом доходов за 2008 год на 310 315 689 рублей 72 копейки, неуплате 55 856 824 рублей 15 копеек налога на добавленную стоимость и 74 475 765 рублей налога на прибыль, в удовлетворении требований в части признания недействительным доначисления 12 846 946 рублей 8 копеек налога на прибыль и 3 000 рублей транспортного налога, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов обществу отказано. В остальной части решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа постановлением от 31.10.2011 постановление суда апелляционной инстанции в части отказа в признании недействительным доначисления 12 846 946 рублей 8 копеек налога на прибыль, начисления соответствующих сумм пеней и штрафов отменил. В отмененной части решение суда первой инстанции оставил без изменения. В остальной части постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос об отмене в порядке надзора решения суда первой инстанции и постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций о признании решения инспекции недействительным в части доначисления налога на прибыль и налога на добавленную стоимость по эпизодам, посвященным наличию у общества упущенных доходов в сумме 48 391 705 рублей, завышению расходов в суммах 543 110 383 рублей и 1 185 627 907 рублей, занижению доходов на 1 887 515 400 рублей субсидий, вменению дополнительных доходов в сумме 310 315 689 рублей 72 копеек и доначислению 55 856 824 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость.
Проверив доводы, изложенные в заявлении, и материалы дела, коллегия судей считает, что оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для пересмотра оспариваемых инспекцией судебных актов в порядке надзора не имеется.
Согласно Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" поставки электрической энергии осуществляются по регулируемым тарифам.
В силу статьи 40 и пункта 1 статьи 154 Кодекса налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется исходя из рыночных цен. При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам) для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
Во взаиморасчетах между обществом и открытым акционерным обществом "Дагэнерго" применялись тарифы, установленные Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан.
Следовательно, требования Кодекса обществом соблюдены, выводы судов об отсутствии оснований для доначисления налога на добавленную стоимость на сумму 48 391 705 рублей, квалифицированных инспекцией в качестве неполученных (упущенных) доходов, ею не опровергнуты.
Вывод о завышении расходов по налогу на прибыль на 543 110 383 рубля и 1 185 627 907 рублей и налоговых вычетов по налогу на добавленную стоимость, повлекшем доначисление 311 172 946 рублей налога на добавленную стоимость, по мотиву необоснованного приобретения лишних объемов мощностей сделан инспекцией расчетным способом с учетом заключения, подготовленного некоммерческой организацией "Ассоциация Дагестанских Энергокомпаний".
Согласно пункту 1 статьи 168 Кодекса при реализации товаров (работ, услуг) налогоплательщик дополнительно к цене (тарифу) реализуемых товаров (работ, услуг) обязан предъявить к оплате покупателю соответствующую сумму налога на добавленную стоимость. Документом, служащим основанием для принятия покупателем к вычету сумм названного налога, является счет-фактура (пункт 1 статьи 169 Кодекса). Для целей налога на прибыль расходами признаются обоснованные (то есть экономическим оправданные) и документально подтвержденные затраты, понесенные налогоплательщиком (пункт 1 статьи 252 Кодекса).
Для общества расходами по налогу на прибыль и налоговыми вычетами по налогу на добавленную стоимость являются суммы затрат, связанные с оплатой поставщикам стоимости электроэнергии. Приобретение обществом на оптовом рынке электроэнергии необходимых мощностей осуществляется исходя из прогнозируемых потребностей на основе договоров и выставляемых покупателю счетов.
Расходам общества корреспондируют доходы его контрагентов - участников оптового рынка. Названные расходы являются экономически оправданными затратами в силу существовавшего в 2007 и 2008 годах порядка продажи электроэнергии.
Средства, поступившие обществу по соглашению от 19.01.2009 "О предоставлении средств на ликвидацию межтерриториального перекрестного субсидирования в электроэнергетике в Республике Дагестан в 2008 году", заключенному с Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан в целях компенсации убытков общества, учтены им в составе внереализационных доходов 2009 года.
По своему экономическому содержанию названные поступления денежных средств представляют собой часть выручки за оказанные услуги, полученной безвозмездно от публично-правового образования.
Доходы от реализации определяются исходя из всех поступлений, связанных с расчетами за реализованные товары (работы, услуги) и признаются в том налоговом периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств (статья 249 и пункт 1 статьи 271 Кодекса).
Согласно пункту 2 статьи 248 Кодекса имущество считается полученным безвозмездно, если его получение не связано с возникновением у получателя обязанности предоставить передающему лицу какое-либо встречное обязательство.
Безвозмездно полученное имущество признается внереализационным доходом (пункт 8 статьи 250 Кодекса).
В силу подпункта 2 пункта 4 статьи 271 Кодекса для внереализационных доходов в виде безвозмездно полученных денежных средств датой их получения признается дата поступления денежных средств на расчетный счет (либо в кассу) налогоплательщика.
В данном случае у общества каких-либо встречных обязательств перед Республиканской службой по тарифам Республики Дагестан не было и не появилось. Поступления денежных средств имели место в налоговом (отчетном) периоде 2009 года в связи с заключением соглашения от 19.01.2009. До даты заключения упомянутого соглашения обязательства бюджета перед обществом не возникли, поэтому оснований для признания субсидий в качестве доходов не имелось.
Пункт 1 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 98 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации" и постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.03.2010 N 15187/09, на которые ссылается инспекция, не содержат выводов о моменте включения субсидий в налоговую базу по налогу на прибыль.
При таких обстоятельствах общество обоснованно отнесло суммы полученных субсидий к доходам 2009 года независимо от предусмотренной главой 25 Кодекса квалификации доходов.
В отношении вменения обществу дополнительных доходов в сумме 310 315 689 рублей 72 копеек, исчисленных инспекцией по мотиву отклонения цен реализации более чем на 20 процентов от применяемых обществом цен по аналогичным товарам (работам, услугам), и доначисления 55 856 824 рублей 20 копеек налога на добавленную стоимость, то выводы судов по этому эпизоду основаны на оценке фактических обстоятельств (условий сделок, количества приобретаемой электроэнергии в целях компенсации потерь, сроков исполнения обязательств и условий оплаты, обычно применяемых в сделках данного вида, и иных обстоятельств, на которые указано в постановлениях судов апелляционной и кассационной инстанций).
Судебные акты не подлежат пересмотру в порядке надзора, если выводы судов основаны на оценочных доказательствах.
Противоречий в выводах судов апелляционной и кассационной инстанций по данному эпизоду с рекомендациями, содержащимися в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.03.2003 N 71 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации", не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А15-2503/2010 Арбитражного суда Республики Дагестан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 18.02.2011, постановления Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 31.10.2011 отказать.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 мая 2012 г. N ВАС-2257/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А15-2503/2010
Истец: ОАО "Дагестанская энергосбытовая компания", ОАО "ДЭСК", ОАО "МРСК Северного Кавказа"
Ответчик: Межрайонная ИФНС России по работе с крупнейшими налогоплательщиками по Республике Дагестан, МРИ ФНС по РКН по РД
Третье лицо: Управление ФНС России по Республике Дагестан, Управление ФНС РФ по РД
Хронология рассмотрения дела:
11.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-2257/12
31.10.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-6332/11
19.07.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3395/10
01.04.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N А15-2503/2010
28.01.2011 Постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда N 16АП-3395/2010