Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Сарбаша С.В., судей Дедова Д.И., Пановой И.В. рассмотрела в судебном заседании заявление Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ул. Ильинка, 9, г. Москва, 109097; адрес для почтовой корреспонденции: ул. К. Либкнехта, 69, г. Киров, 610009) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Кировской области от 23.09.2011 по делу N А28-4064/2011-95/25, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2012 по тому же делу по заявлению открытого акционерного общества "Автотранспортное предприятие" (далее - предприятие) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации и к Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области о взыскании с Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации 13 246 811 рублей, с Кировской области в лице Департамента финансов Кировской области 11 670 133 рублей убытков, возникших в результате предоставления предприятием отдельным категориям граждан в период с 01.07.2008 по 31.12.2010 льгот по оплате проезда в автомобильном транспорте общего пользования на городских маршрутах города Кирова.
Другие лица, участвующие в деле: администрация муниципального образования "Город Киров" и департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области.
СУД УСТАНОВИЛ:
Арбитражный суд Кировской области решением от 23.09.2011, оставленным без изменения постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011, удовлетворил иск: взыскал сумму убытков за счет казны ответчиков.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 09.02.2012 решение суда первой инстанции от 23.09.2011 и постановление апелляционной инстанции от 02.12.2011 оставлены без изменения.
Удовлетворяя заявленные требования, суды пришли к выводу о доказанности истцом фактов перевозки граждан и предоставления им льгот в соответствии с федеральным и региональным законодательством, а также размера убытков.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора министерство просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права.
По мнению министерства, Российская Федерация не принимала на себя расходные обязательства по установлению льгот по оплате проезда в общественном транспорте.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора оспариваемого судебного акта при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изучив оспариваемые судебные акты и рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, не находит названных оснований.
Как установлено судами, в 2008, 2009, 2010 годах предприятие оказывало на территории города Кирова услуги по перевозке пассажиров автомобильным транспортом общего пользования, в том числе осуществляло перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный и региональный регистры.
Неполное возмещение Российской Федерацией и Кировской областью предприятию расходов по перевозке льготных категорий граждан, включенный в федеральный и региональный регистры, явилось основанием для обращения предприятия в арбитражный суд с настоящим иском.
Решениями Правления Региональной службы по тарифам Кировской области "Об установлении тарифов на перевозку пассажиров, ручной клади и багажа в автомобильном и электрифицированном транспорте городского, пригородного и междугороднего сообщении на территории Кировской области" от 21.12.2007 N 45/2 и от 18.09.2008 N 33/1 установлены тарифы, которые действовали в период оказания предприятием услуг по перевозке, на проезд на городском и пригородном автомобильном транспорте для граждан, имеющих право на льготный проезд, оказание мер социальной поддержки которым относится как к ведению Российской Федерации (федеральный регистр), так и к ведению Кировской области (областной регистр).
Расчет убытков предприятия основан на численности категорий граждан, отнесенных к федеральному и областному регистрам и иных категорий, обладающих правом на льготный проезд, количестве перевезенных льготных категорий граждан за период с 01.07.2008 по 31.12.2010, количестве проданных в тот же период льготных билетов, а также разницы между тарифом, утвержденным на одну поездку в автобусах для граждан, не имеющих право льготного проезда, и тарифом, установленным для льготной категории граждан; сумме финансирования и другим показателям.
Суды, признав факт возникновения у предприятия убытков доказанным, удовлетворили исковое требование за счет казны Российской Федерации и казны Кировской области, учитывая при этом, к какому регистру льготников отнесены граждане. При этом суды руководствовались статьями 16, 790, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23.
Оснований для переоценки выводов судебных инстанций, сделанных с учетом норм действующего законодательства, не имеется.
При этом все доводы министерства, вновь приведенные в заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора, были предметом рассмотрения и оценки судов нижестоящих инстанций.
Аргументы, изложенные в заявлении о пересмотре в порядке надзора оспариваемых судебных актов, выводы суда не опровергают, а свидетельствуют о неверном толковании заявителем норм действующего законодательства.
В связи с этим дело не подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А28-4064/2011-95/25 Арбитражного суда Кировской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 23.09.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 02.12.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 09.02.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
С.В. Сарбаш |
Судьи |
Д.И. Дедов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 мая 2012 г. N ВАС-5791/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А28-4064/2011
Истец: ОАО "Автотранспортное предприятие"
Ответчик: Департамент финансов Кировской области, Министерство финансов Российской Федерации
Третье лицо: Администрация г. Кирова, Департамент дорожного хозяйства, транспорта и связи Кировской области
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5791/12
25.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5791/12
09.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-167/12
02.12.2011 Постановление Второго арбитражного апелляционного суда N 02АП-6575/11