Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Завьяловой Т.В., судей Зориной М.Г. и Поповченко А.А. рассмотрел в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "ТФК" (420032, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Лукницкого, д. 2) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2011 по делу N А65-9081/2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2012 по тому же делу
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ТФК" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (420094, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Бондаренко, д. 3) о признании недействительным решения от 08.02.2011 N 2603,
при участии в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан.
СУД УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ТФК" (далее - общество, налогоплательщик) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 3 по Республике Татарстан (далее - инспекция) от 08.02.2011 N 2603 о доначислении 31 374 рублей налога на добавленную стоимость за третий квартал 2010 года и привлечении к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в виде взыскания 1 200 рублей штрафа.
Определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 15.06.2011 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан (далее - управление).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 08.08.2011 заявление удовлетворено частично: оспариваемое решение инспекции признано недействительным в части доначисления 31 374 рублей налога на добавленную стоимость, в удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа постановлением от 25.01.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, общество просит пересмотреть в порядке надзора решение суда первой и постановления судов апелляционной и кассационной инстанций в части отказа в удовлетворении его требования, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что по результатам проведенной камеральной налоговой проверки представленной обществом уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2010 года инспекцией составлен акт от 16.12.2010 N 2603 и, с учетом возражений налогоплательщика вынесено решение от 08.02.2011 N 2603 (далее - решение инспекции), в соответствии с которым общество привлечено к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса в виде взыскания 1 200 рублей штрафа, ему также доначислено 31 374 рубля налога на добавленную стоимость.
Основанием для вынесения инспекцией данного решения послужил вывод о неправомерном непредставлении обществом по требованию налогового органа от 20.10.2010 N 2944 документов, подтверждающих налоговую льготу на 174 300 рублей, заявленную налогоплательщиком в разделе 7 налоговой декларации с кодом 1010806, присваиваемым операциям по реализации земельных участков. В подтверждение права на освобождение от налогообложения инспекция предлагала обществу представить копии книг продаж и покупок, счета-фактуры, договоры купли-продажи, регистрационные документы, акты приема-передачи, документы, подтверждающие реализацию данных товаров и документы бухгалтерского учета.
В качестве мотива для отказа в представлении указанных документов общество ссылалось на отсутствие у него объекта налогообложения и, следовательно, обязанности по подтверждению соответствующего права не уплачивать налог на добавленную стоимость с произведенных операций по реализации земельных участков.
Общество, не согласившись с решением инспекции, обратилось с апелляционной жалобой в вышестоящий налоговый орган.
Управление решением от 21.04.2011 N 194 апелляционную жалобу общества оставило без удовлетворения, решения инспекции - без изменения.
Общество оспорило упомянутое решение инспекции в Арбитражный суд Республики Татарстан.
В обоснование своего требования общество ссылалось на положения пунктов 6 и 7 статьи 88 Кодекса, согласно которым налоговый орган при проведении камеральной налоговой проверки вправе истребовать у налогоплательщиков, использующих налоговые льготы, документы, подтверждающие право на эти льготы, и не вправе истребовать дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с налоговой декларацией (расчетом) не предусмотрено Кодексом.
Поскольку освобождение от обязанности уплачивать налог на добавленную стоимость при реализации земельного участка не носит характер льготы, подтверждение данного обстоятельства не входит в обязанность налогоплательщика при представлении им налоговой декларации, в которой данная операция отражается как операция, не признаваемая объектом налогообложения данным налогом.
Суды трех ингстанций, отказывая в удовлетворении требования общества в части взыскания с него 1 200 рублей штрафа на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса, исходили из следующего.
Согласно статье 56 Кодекса льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать его в меньшем размере.
По мнению судов, главой 21 Кодекса предусмотрено предоставление налоговых льгот в виде как освобождения некоторых операций от налогообложения (статья 149 Кодекса), так и исключения в соответствии с пунктом 2 статьи 146 Кодекса ряда операций из числа операций, признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При указанных обстоятельствах суды при разрешении спора пришли к выводу о наличии у инспекции права на истребование у общества при проведении камеральной налоговой проверки документов, подтверждающих правомерность отражения в разделе 7 налоговой декларации хозяйственной операции по коду 1010806 - реализация земельных участков.
Анализ судебной практики арбитражных судов показал отсутствие единообразия в разрешении аналогичных споров при толковании и применении судами положений статей 56, 88, 146 и 149 Кодекса.
Суды, делая вывод об отсутствии у налоговых органов оснований для применения пункта 6 статьи 88 Кодекса в случаях отражения налогоплательщиками в налоговой декларации операций, не признаваемых объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость, исходят из следующего.
Согласно подпунктам 1 и 2 пункта 1 статьи 31 Кодекса налоговым органам предоставлено право проводить в порядке, установленном Кодексом, налоговые проверки, а также требовать в соответствии с законодательством о налогах и сборах документы, подтверждающие правильность исчисления и уплаты налогоплательщиком налогов.
Как определено пунктом 1 статьи 88 Кодекса, камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.
Исходя их пункта 1 статьи 93 Кодекса, инспекция вправе истребовать необходимые для проверки документы. При этом в соответствии с пунктом 7 статьи 88 Кодекса (в редакции, действующей с 01.01.2007) при проведении камеральной налоговой проверки налоговый орган не вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные сведения и документы, если иное не предусмотрено данной статьей или если представление таких документов вместе с декларацией не установлено Кодексом.
В пункте 2 статьи 146 Кодекса указаны операции, которые в целях главы 21 Кодекса не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость. В силу подпункта 6 пункта 2 названной статьи не признаются объектом обложения налогом на добавленную стоимость операции по реализации земельных участков (долей в них).
Отсутствие у налогоплательщика обязанности исчислять и уплачивать в бюджет налог на добавленную стоимость с операций по реализации земельных участков (долей в них) прямо предусмотрено нормами налогового законодательства и в силу статьи 56 Кодекса не является льготой. Следовательно, такая реализация, не признаваемая объектом обложения налогом на добавленную стоимость, не учитывается
при формировании налоговой базы по указанному налогу, в то время как налоговые льготы согласно статье 56 Кодекса применяются только в отношении объектов налогообложения.
При таких обстоятельствах направление налогоплательщику при проведении камеральной налоговой проверки требования о представлении документов, подтверждающих правомерность отражения в налоговой отчетности операций, не облагаемых налогом на добавленную стоимость, противоречит нормам статьи 88 Кодекса. Следовательно, привлечение общества к налоговой ответственности на основании пункта 1 статьи 126 Кодекса по указанному основанию неправомерно.
Учитывая отсутствие единообразия в толковании и применении судами названных норм действующего налогового законодательства, коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А65-9081/2011 Арбитражного суда Республики Татарстан для пересмотра в порядке надзора решения от 08.08.2011, постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.01.2012 по указанному делу.
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 06.07.2012.
Председательствующий |
Т.В. Завьялова |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 июня 2012 г. N ВАС-4517/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А65-9081/2011
Истец: ООО "ТФК", г. Казань
Ответчик: Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N3 по Республике Татарстан,г.Казань
Третье лицо: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Татарстан
Хронология рассмотрения дела:
18.09.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4517/12
06.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
29.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4517/12
25.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11585/11
31.10.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10836/11
08.08.2011 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-9081/11