Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - "Смоленскнефтепродукт" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2011 по делу N А40-101821/09-24-813, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.11.2011 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "НК "Роснефть" - "Смоленскнефтепродукт" (далее - общество, истец) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги"
(далее - ОАО "РЖД", перевозчик, ответчик) и закрытому акционерному обществу "ЮКОС-Транссервис" о взыскании 116 625 рублей 82 копеек убытков, возникших в результате недостачи груза.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено федеральное государственное предприятие "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - ФГП "ВО ЖДТ России").
СУД УСТАНОВИЛ:
до принятия решения по делу истец отказался от иска к ЗАО "Юкос-Транссервис".
Решением Арбитражного суда города Москвы от 13.04.2011 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 17.11.2011 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, Суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Во исполнение договора поставки от 25.12.2006 N 0000606/4403 и дополнительного соглашения к нему от 30.01.2009 N 58, заключенного между истцом и ОАО "НК "Роснефть", ОАО "РЖД" для перевозки был передан, в том числе, груз по досылочной транспортной железнодорожной накладной N ЭШ 568515 (топливо дизельное Л-0,05-62). Грузоотправителем продукции являлось ЗАО "Юкос-Транссервис".
Перевозка груза осуществлялась в вагоне-цистерне N 73187551, который был опломбирован и сдан под охрану ФПГ "ВО ЖДТ России" на основании договора на сопровождение и охрану грузов от 03.02.2009 N 9/НОР-3/855/ЮТС/143/2009.
По прибытию вагона на станцию назначения - Тычинино - при приемке груза выявлена недостача нефтепродуктов в количестве 7 870 кг, что зафиксировано в акте общей формы N 1/299, составленным представителями истца и ответчика.
Полагая, что перевозчик в ходе перевозки не обеспечил сохранность груза, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска, суды исходили из доказанности материалами дела факта недостачи груза, которая произошла по причине неплотного закрытия сливного клапана.
Из представленного в материалы дела акта общей формы от 02.03.2009 N 465 следует, что визуально цистерна в коммерческом отношении в порядке, течи груза нет, крышка сливного прибора закрыта плотно.
Вагон подан на подъездной путь ООО "ТД Агро-М" для комиссионного осмотра и проверки состояния груза. При этом основанием для комиссионного осмотра послужил акт общей формы от 28.02.2009
N 64000-1-Зп/1203. В акте указано, что представитель ФГП "ВО ЖДТ России" отказал в предоставлении письменной заявки установленного образца на снятие отправительского ЗПУ, выделение нового ЗПУ и проверку состояния груза.
Из акта общей формы от 28.02.2009 N 24 станции Воеводское, следует, что в проследовавшем поезде N 3421 в направлении станции Воеводское в середине состава обнаружена течь груза.
По прибытию названного поезда на станцию Воеводское у вагона-цистерны N 73187551 обнаружена течь груза через нижний сливной прибор многочисленными струями.
Течь груза приостановлена путем затяжки нижней наружной крышки сливного прибора. Поезд отправлен до станции Рузаевка для комиссионного осмотра по указанию ДНЦО Ваганова.
Согласно акту общей формы станции Рузаевка от 28.02.2009 N 64000-1-Зп/1203 установлено, что вагон-цистерна N 73187551 отцеплен от групповой отправки на обесточенный путь станции Рузаевка для комиссионной проверки. Вагон прибыл без сопровождения стрелка ФГП "ВО ЖДТ России", верхняя крышка загрузочного люка запломбирована, ЗПУ отправителя исправное, нижняя крышка сливного прибора плотно закрыта, течи груза нет. Груз был сдан под охрану стрелку ФГП "ВО ЖДТ России" и работнику пожарного поезда.
На основании указанных доказательств суды пришли к выводу о том, что в результате действий перевозчика была приостановлена течь груза.
В соответствии со статьей 118 и частью 3 статьи 119 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав) при наличии договора с охраной, обязанность перевозчика заключается только в самой перевозке груза на станцию назначения, а за сохранность груза в пути следования ответственность несет грузоотправитель, поскольку охрана не является самостоятельным участником договора перевозки, а является представителем грузоотправителя.
В силу требований статьи 20 Устава грузоотправитель проверяет исправность котлов, арматуры и универсальных сливных приборов вагонов, не принадлежащих перевозчику.
На основании пункта 3.9 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов наливом в вагонах-цистернах и в вагонах бункерного типа для перевозки нефтебитума, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 25 (далее - Правила перевозок грузов наливом), грузоотправитель обязан по окончании налива обеспечить правильность установки, соответствующей диаметру крышки, уплотнительной прокладки; герметичное закрытие крышки загрузочного люка, бункера, сливо-наливной арматуры, заглушек; пломбирование ЗПУ колпака цистерны в соответствии с правилами пломбирования вагонов и контейнеров на железнодорожном транспорте.
Оценив представленные доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суды пришли к выводу о том, что грузоотправитель не обеспечил правильность закрытия сливо-наливной арматуры, что вызвало течь груза, данное обстоятельство было установлен в пути следования до снятия перевозчиком пломбы грузоотправителя и вскрытия вагона. У перевозчика была необходимость вскрытия вагона-цистерны исходя из обстоятельств случая, рода груза, степени его опасности и определения размера вытечки. Вина перевозчика отсутствует.
Между тем судами не учтено следующее.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.10.2010 N 3585/10 выражена правовая позиция, согласно которой перевозчик несет ответственность за несохранность груза, произошедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых он него не зависело.
Исходя из представленных истцом доказательств вагон-цистерна N 73187551 на станции отправления непосредственно перед наливом груза прошел технический и коммерческий осмотр состояния, а также подготовку под налив груза на промывочно-пропарочной станции и был признан годным к перевозке опасного груза (нефтепродукта).
Технологией выполнения железнодорожной перевозки грузов под сопровождением и охраной исключена возможность приема перевозчиком и ведомственной охраной вагонов-цистерн с грузом с признаками течи, что исключает, в том числе случаи с негерметично закрытыми сливными приборами.
Пунктами 23, 23.1, 24 Правил приема грузов к перевозке железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 28, предусмотрен порядок приема перевозчиком грузов к перевозке в подвижном составе крытого типа, опломбированным с наложением ЗПУ (проведение визуального осмотра коммерческого состояния вагонов: исправность ЗПУ, закруток, люков, шелевок, обивки).
В случаях обнаружения перевозчиком обстоятельств, свидетельствующих о коммерческой неисправности вагонов, вагоны с грузами к отправлению не принимаются, памятка приемосдатчика перевозчиком не подписывается и вагоны с грузами находятся на ответственном простое грузоотправителя. При этом грузоотправитель обязан устранить выявленные перевозчиком неисправности и вновь предъявить вагоны с грузами перевозчику.
Аналогичное требование предусмотрено также и пунктом 2.5 Правил перевозок грузов наливом.
Кроме того, как следует из подпункта "а" пункта 4.2.2. Типовой должностной инструкции приемосдатчика груза и багажа ОАО "РЖД", утвержденной распоряжением ОАО "РЖД" от 15.02.2005 N 198р, при проведении наружного осмотра вагонов приемосдатчик обязан проверить коммерческую исправность кузовов вагонов, закрытие крышек сливных приборов цистерн и погрузочно-разгрузочных люков вагона типа "хоппер", а также отсутствие видимых следов утраты груза, повреждения вагона, груза или его упаковки.
Согласно отметке в железнодорожной накладной N ЭШ 488587 груз общества принят к перевозке ответчиком 27.02.2009, о чем ответчиком без замечаний оформлены квитанция о приеме груза от 27.02.2009 и памятка приемосдатчика от 27.02.2009 N 379 на уборку загруженного вагона-цистерны N 73187551.
Следовательно, приняв груз к перевозке (оформив об этом документы), перевозчик фактически подтвердил (засвидетельствовал документами) соблюдение грузоотправителем требования Правил перевозок грузов наливом и факт отсутствия признаков течи груза у вагона-цистерны N 73187551 при его отправке.
Отсутствие течи груза в названном вагоне-цистерне при отправке, а, следовательно, и обеспечение герметичного закрытия грузоотправителем клапана сливного прибора подтверждается также актами приема вагонов с грузами, охраняемых работниками ФГП "ВО ЖДТ России", от 27.02.2009 N 170. Данные акты оформлены ведомственной охраной без замечаний по результатам проведения работниками ФГП "ВО ЖДТ России" осмотра вагона-цистерны N 73187551 с грузом.
В соответствии с пунктом 2.3. договора от 01.03.2006 N НОР-3/03/15/ЮТС/688/2006 и пунктом 3.7 приложения N 2 к договору от 03.02.2009 N 9/НОР-3/855/ЮТС/143/2009 при обнаружении коммерческих неисправностей, угрожающих сохранности перевозимых грузов, вагоны-цистерны, контейнеры с грузами под охрану не принимаются.
Пункт 3.9 Правил перевозок грузов наливом предусматривает со стороны грузоотправителя обеспечение выполнения герметичного закрытия сливо-наливной арматуры по окончании налива грузов. Названные Правила разграничивают понятия "сливо-наливная арматура" и "клапан сливного прибора". Кроме того, закрытие клапана сливного прибора производится перед наливом груза.
Перевозчиком не представлено доказательств ненадлежащего исполнения грузоотправителем обязанности по закрытию сливо-наливной арматуры.
Согласно разделу 4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45, в случаях обнаружения течи груза, происшедших по причине технической неисправности вагона, в день обнаружения неисправности составляется акт (форма ГУ-106) о техническом состоянии вагона, контейнера. При этом в акте обязательно указывается характер неисправности и ее происхождение, причины. При вскрытии вагона (раздел 5 названных Правил) также предусмотрено составление соответствующего акта о вскрытии вагона, с обязательным внесением отметки об этом в железнодорожную накладную.
Между тем данных документов перевозчиком представлено не было.
Таким образом, причины, способствующие несохранной перевозке груза в вагоне-цистерне N 73187551, образовались не вследствие ненадлежащего исполнения грузоотправителем Правил перевозок грузов наливом, а исключительно в пространственном и временном интервале грузовой перевозки, когда за сохранность груза отвечает перевозчик.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-101821/09-24-813 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 13.04.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 17.11.2011 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 3 августа 2012 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июня 2012 г. N ВАС-3659/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-101821/2009
Истец: ОАО "НК "Роснефть" - Смоленскнефтепродукт", ОАО НК РОСНЕФТЬ
Ответчик: ЗАО "Юкос-Транссервис", ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" (ОАО "РЖД") в лице дАЛЬНЕВОСТОЧНОЙ Ж/Д
Третье лицо: ФГП "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта РФ"
Хронология рассмотрения дела:
05.06.2013 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-15962/13
11.09.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 3659/12
11.09.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N ВАС-3659/12
18.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3659/12
16.03.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-3659/12
17.11.2011 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-10382/10