Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Александрова В.Н., судей Андреева Е.И., Кирюшиной В.Г., рассмотрев в судебном заседании заявление закрытого акционерного общества "ФАНКОМ" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2012 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 по делу N А60-50398/2011,
УСТАНОВИЛА:
Закрытое акционерное общество "ФАНКОМ" (пос. Верхняя Синячиха Алапаевского района Свердловской области; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому федеральному округу (далее - департамент) от 15.11.2011 N 273 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 25.01.2012 оспариваемое постановление департамента признано незаконным и отменено в части суммы штрафа, превышающей 20 000 рублей. В удовлетворении остальной части требования отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество ссылается на неправильное применение судами норм законодательства, нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление общества и представленные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В ходе проверки соблюдения обществом требований законодательства в области охраны окружающей среды департаментом установлено, что сведения о видах и объемах отходов, образующихся в процессе производственной деятельности, указанные обществом в Проекте нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, не соответствуют фактическим, а именно не предусмотрено образование отходов, образующихся в процессе производственной деятельности общества: камеры пневматические отработанные, шпалы железнодорожные деревянные отработанные и брак, металлическая тара и упаковка из-под горюче-смазочных материалов, полиэтиленовая тара невозвратная, песок, загрязненный нефтепродуктами, сорбент, загрязненный нефтепродуктами, грунт, загрязненный нефтепродуктами, отходы резины (транспортная лента), песок, используемый в качестве инертного материала для котлов котельной отработанный, остатки клея фанерного затвердевшего, мусор строительный, спецодежда, загрязненная клеем фанерным, фанера, потерявшая потребительские свойства.
Кроме того не установлены нормативы образования и лимиты на размещение отходов, образующихся в результате хозяйственной деятельности структурных подразделений общества (лаборатория, ОМТС), а также существенно превышены нормативы образования отходов "Обрезь фанеры, содержащие смолы".
Департаментом по факту выявленных нарушений составлен протокол об административном правонарушении от 01.11.2011 N 273 и вынесено постановление от 15.11.2011 N 273 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.1 КоАП РФ, в виде штрафа в размере 56 000 руб.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что отходы образуются в ходе эксплуатации предприятия и департамент правомерно привлек общество к ответственности на основании статьи 8.1 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции указал на невозможность квалификации правонарушения по статье 8.2 КоАП РФ, так как субъектом ответственности по ней могут выступать только лица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами.
Коллегия судей не может согласиться с выводами судов о квалификации совершенного обществом административного правонарушения по статье 8.1 КоАП РФ, которой, в частности, предусмотрена ответственность за несоблюдение экологических требований при эксплуатации зданий, строений, сооружений и иных объектов капитального строительства и об ограничении субъектного состава правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ, в связи со следующим.
Статьей 8.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон об отходах производства и потребления) под отходами производства и потребления понимаются остатки сырья, материалов, полуфабрикатов, иных изделий или продуктов, которые образовались в процессе производства или потребления, а также товары (продукция), утратившие свои потребительские свойства.
Обращение с отходами - это деятельность по сбору, накоплению, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
Таким образом, состав упомянутого административного правонарушения образует любая деятельность по обращению с отходами производства и потребления или иными опасными веществами, которая ведется хозяйствующим субъектом с нарушениями требований природоохранного законодательства. При этом субъектный состав правонарушения, связанный с обращением с отходами, не ограничивается только лицами, специализирующимися на деятельности по обращению с отходами.
В соответствии с пунктом 3 статьи 18 Закона об отходах производства и потребления индивидуальные предприниматели и юридические лица, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, разрабатывают проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение.
Исходя из положений статей 1, 19, 22 и 24 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещения относятся к нормативам допустимого воздействия на окружающую среду и устанавливаются в целях предотвращения их негативного воздействия на окружающую среду.
Факт накопления отходов производства и потребления в результате осуществления обществом хозяйственной деятельности, а также их размещение на своей территории с превышением лимитов подтвержден материалами дела, и не оспаривается лицами, участвующими в деле.
Общество осуществляло свою хозяйственную деятельность с нарушениями экологических требований, связанную с обращением отходов производства и потребления с нарушениями нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, что влечет негативное воздействие на окружающую среду.
При таких обстоятельствах следует признать, что допущенное правонарушение не может быть квалифицировано по статье 8.1 КоАП РФ, поскольку нарушения экологических требований произошло не в результате эксплуатации объектов капитального строительства, а в процессе накопления отходов производства и потребления при осуществлении хозяйственной деятельности обществом, что образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 8.2 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что судебные акты, принятые по делу, подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А60-50398/2011 Арбитражного суда Свердловской области для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 25.01.2012 и постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.03.2012.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 октября 2012 г. N 4973/12
2. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора до 25 августа 2012 года.
Председательствующий |
В.Н. Александров |
Судьи |
Е.И. Андреев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 июля 2012 г. N ВАС-4973/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-50398/2011
Истец: ЗАО "Фанком"
Ответчик: Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Уральскому Федеральному округу
Хронология рассмотрения дела:
02.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 4973/12
04.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4973/12
26.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4973/12
09.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4973/12
26.03.2012 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-1657/12