Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зориной М.Г. и Тумаркина В.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю (ул. Светланская, д. 69, город Владивосток, 690091) от 26.03.2012 N 20-11-14/2431 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2011 по делу N А51-11564/2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2012 по тому же делу по иску Муниципального учреждения здравоохранения "Поликлиника N 1 города Владивостока" (ул. Уткинская, д. 7, город Владивосток, 690091) к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании 432 977 рублей 92 копеек.
СУД УСТАНОВИЛ:
Муниципальное учреждение здравоохранения "Поликлиника N 1 города Владивостока" обратилось в Арбитражный суд Приморского края с заявлением к Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о взыскании убытков в сумме 432 977 рублей 92 копеек.
Решением Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.11 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 05.03.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю просит отменить их как принятые с нарушением норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 304 названного Кодекса.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, проанализировав приложенные к нему документы, изучив материалы дела, не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Судами установлено, что между учреждением и Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края в рамках договора N 12 "О выполнении учреждением здравоохранения муниципального образования, оказывающим первичную медико-санитарную помощь, государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи" выявлено нецелевое использование учреждением средств субвенций на выплату специалистам медицинской службы надбавок, включенных в среднюю зарплату при начислении отпускных.
При проверки Территориальным фондом обязательного медицинского страхования Приморского края целевого использования средств субвенций Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи в период с 01.06.2006 по 01.01.2008 установлено нецелевое использование денежных средств в сумме 432 977 рублей 92 копеек.
Правилами предоставления в 2006 году субвенций из бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования по оказанию дополнительной медицинской помощи, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.12.2005 N 851 "О порядке финансового обеспечения расходов и учета средств на выполнение в 2006 году учреждениями здравоохранения муниципальных образований, оказывающими первичную медико-санитарную помощь (а при их отсутствии - соответствующими учреждениями здравоохранения субъекта Российской Федерации), государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи", установлено, что территориальные фонды обязательного медицинского страхования перечисляют средства, поступившие в качестве субвенций, учреждениям здравоохранения на условиях использования названных денежных средств на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования, направляются на осуществление денежных выплат медицинским работникам, указанным в пункте 1 настоящих Правил. Денежные выплаты устанавливаются в размере 10 000 рублей в месяц для врача-терапевта участкового, врача-педиатра участкового, врача общей практики (семейного врача) и 5000 рублей в месяц для медицинской сестры участковой врача-терапевта участкового, медицинской сестры участковой врача-педиатра участкового, медицинской сестры врача общей практики (семейного врача). В районах и местностях, в которых решениями органов государственной власти СССР или федеральных органов государственной власти установлены коэффициенты за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, высокогорных, пустынных, безводных и других районах (местностях) с тяжелыми климатическими условиями, указанные денежные выплаты осуществляются с применением соответствующих коэффициентов. Указанные денежные выплаты не учитываются при исчислении надбавок и доплат, установленных соответствующими законами и иными нормативными правовыми актами.
Средства, передаваемые в виде субвенций территориальному фонду обязательного медицинского страхования на финансовое обеспечение государственного задания, включают средства на указанные денежные выплаты с учетом коэффициентов, а также средства на уплату единого социального налога, страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и страховых взносов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
Данный нормативный акт принят в соответствии с Федеральным законом от 22.12.2005 N 171-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год".
Из положений вышеуказанного Постановления следует, что предусмотренная в нем дополнительная денежная выплата медицинским работникам предоставляется последним за выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи в твердо фиксированном размере, вследствие чего не может учитываться при исчислении средней заработной платы для оплаты отпуска медицинским работникам.
Указанный вывод подтверждается и положениями Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон от 23.11.2007 N 264-ФЗ "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год", в соответствии с которым финансовое обеспечение указанного государственного задания должно осуществляться с учетом предоставления медицинским работникам гарантий, установленных статьей 114, частью 4 статьи 139, статьями 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации.
Между тем из Федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2007 год" не следует, что он имеет обратную силу и распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
Согласно подпункту 2 пункта 2 статьи 84 Бюджетного кодекса Российской Федерации в случаях, установленных федеральными законами, расходные обязательства Российской Федерации исполняются за счет средств государственных внебюджетных фондов.
Порядок финансирования расходов на выполнение государственного задания по оказанию дополнительной медицинской помощи установлен Федеральным законом "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2005 N 851.
Данными нормативными актами четко определены категории медицинских работников, которым определены дополнительные выплаты, вид учреждения, размер выплат и их назначение. При этом в указанных нормативных актах не предусмотрено финансирование дополнительных расходов муниципальных учреждений здравоохранения, связанных с увеличением среднего заработка медицинских работников при исчислении отпускных.
В связи с тем, что в составе субвенций, перечисляемых в 2006 году, не были предусмотрены средства на возмещение расходов лечебных учреждений по выплате среднего заработка в соответствии со статьями 114, 139, 167, 183 и 187 Трудового кодекса Российской Федерации, то у истца возникли реальные убытки, связанные с отпускными выплатами работникам.
Таким образом, возникшие у истца расходы, явившиеся следствием бездействия органов государственной власти Российской Федерации, не определивших своевременно источник финансирования дополнительных расходов учреждений здравоохранения, обоснованно определены судами как убытки и в соответствии с положениями статей 15 и 16 Гражданского кодекса Российской Федерации взысканы с Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации.
Доводы, изложенные в заявлении выводы судов не опровергают, а направлены на переоценку установленных судами фактических обстоятельств дела.
Довод Министерства финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Приморскому краю о пропуске срока исковой давности не может быть принят во внимание, поскольку срок исковой давности начинает течь с момента, когда лицо узнало или должно было узнать нарушении своего права. Суды исходили из того, что срок исковой давности начал течь с момента вступления в силу решения Арбитражного суда Приморского края от 10.03.2011 по делу N А51-19750/2010, то есть согласно постановлению Пятого арбитражного апелляционного суда от 26.05.2011, оставившего без изменения решение суда первой инстанции, в соответствии с которым с МУЗ "Поликлиника N1 г. Владивостока" в пользу ГУ "ТФОМС ПК" взысканы денежные средства и тем самым причинены убытки, - с 26.05.2011 и к моменту обращения в суд с иском срок исковой давности не истек.
Заявитель данный вывод судов не опроверг.
Взыскивая с Министерства финансов в пользу общества судебные расходы (расходы по уплате государственной пошлины), суды исходили из того, что освобождение государственных органов от уплаты государственной пошлины на основании подпункта 1.1 пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации не влечет за собой освобождение от исполнения обязанности по возмещению судебных расходов, понесенных стороной, в пользу которой принято решение, в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А51-11564/2011 Арбитражного суда Приморского края для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Приморского края от 28.09.2011, постановления Пятого арбитражного апелляционного суда от 17.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 05.03.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
М.Г. Зорина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 июля 2012 г. N ВАС-5329/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Хронология рассмотрения дела:
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
10.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
16.04.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5329/12
05.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-515/12