Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Павловой Н.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Уральская сталь" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Оренбургской области от 01.09.2011 по делу N А47-4832/2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД", истец) к открытому акционерному обществу "Уральская сталь" (далее - общество "Уральская сталь", ответчик) о взыскании 750 440 рублей 71 копейки платы за нарушение срока уборки вагонов с выставочных путей станции Новотроицк в январе 2011 года.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Оренбургской области от 01.09.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 решение оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 06.02.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "Уральская сталь" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, Суд пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что между обществом "РЖД" (перевозчик) и обществом "Уральская сталь" (владелец) заключен договор на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.05.2008 N 6/11 (далее - договор, договор от 21.05.2008), согласно условиям которого осуществляется эксплуатация принадлежащего обществу "Уральская сталь" железнодорожного пути необщего пользования и обслуживаемого локомотивом владельца.
Согласно пункту 8 договора (в редакции дополнительного соглашения N 3) сдаваемые на железнодорожный путь необщего пользования вагоны подаются локомотивом перевозчика на выставочные пути станции Новотроицк с N 2 по N 7 и с N 11 по N 17 продвижение вагонов производится локомотивом владельца.
Вагоны, принятые владельцем на выставочных путях станции Новотроицк, должны быть убраны не позднее чем через 2 часа.
Подпунктом б) пункта 19 договора предусмотрено, что владелец уплачивает перевозчику плату за пользование вагонами, установленную Тарифным руководством N 2, за время нахождения их на железнодорожном пути необщего пользования, и за время задержки их подачи или приема, как на станции назначения, так и в пути следования согласно правилам перевозок грузов, по причинам, не зависящим от владельца.
В пункте 21.5 договора сторонами определено, что при задержке уборки вагонов с путей станции Новотроицк с N 2 по N 17 по причинам, зависящим от владельца, перевозчик составляет акт общей формы для начисления платы за пользование в соответствии с пунктами 11, 12 Тарифного руководства N 2.
В связи с допущенной владельцем задержкой вагонов на выставочных путях станции сверх установленного договором срока с 1 по 15 января 2011 года общество "РЖД" начислило плату за пользование вагонами в сумме 750 440 рублей 71 копейки.
Ненадлежащее исполнение обществом "Уральская сталь" обязанности по внесению платы за пользование вагонами послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя исковое требование, суды исходили из условий договора на эксплуатацию железнодорожного пути необщего пользования от 21.05.2008, которым на общество "Уральская сталь" возложена обязанность производить уборку вагонов с выставочных путей в течение 2 часов с момента окончания приемосдаточных операций. В случае неисполнения указанной обязанности ответчик вносит перевозчику плату за пользование вагонами, порядок расчета которой согласован сторонами в пунктах 19, 21.5 договора.
Оценив по правилам, предусмотренным статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, представленные истцом в материалы дела акты общей формы, составленные на станции Новотроицк по факту простоя вагонов в результате нарушения сроков уборки вагонов с выставочных путей, от подписания которых ответчик отказался, и, учитывая отсутствие в актах отметки ответчика о несогласии с их содержанием (как это предусмотрено пунктом 3.2.4 Правил составления актов при перевозках грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 18.06.2003 N 45), а также отсутствие доказательств направления истцу каких-либо возражений, связанных с оформлением актов, либо подтверждающих отсутствие задержки вагонов сверх установленных сроков, суды пришли к выводу о доказанности факта простоя вагонов.
Между тем судами не учтено следующее.
Практика рассмотрения данной категории споров установлена Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлениях от 10.03.2009 N 14391/08, от 27.07.2010 N 4387/10, согласно которой плата за пользование вагонами, рассчитанная в соответствии со статьей 39 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), может быть взыскана в пользу железной дороги при условии принадлежности ей вагонов на праве собственности или ином вещном праве, а также при наличии соглашения сторон о размере платы за пользование вагонами, не принадлежащими железной дороге.
Согласно пункту 34 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.10.2005 N 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" в соответствии со статьей 39 Устава железнодорожного транспорта за время нахождения вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей или владельцев железнодорожных путей необщего пользования, обслуживающих их своими локомотивами, либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев этих путей, указанные лица вносят перевозчику плату за пользование вагонами, контейнерами. Размер платы определяется договором, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Исходя из статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к субъектам естественных монополий на транспорте. Поэтому размер платы за пользование вагонами, контейнерами, принадлежащими ему как перевозчику, определяется Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
В силу пункта 1 Правил применения ставок платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта (Тарифное руководство N 2), утвержденных постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 19.06.2002 N 35/12, за время нахождения принадлежащих железной дороге вагонов, контейнеров у грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей либо за время ожидания их подачи или приема по причинам, зависящим от грузополучателей, грузоотправителей, владельцев железнодорожных подъездных путей, они вносят железным дорогам плату за пользование вагонами, контейнерами, указанную в Тарифном руководстве.
Устав железнодорожного транспорта определяет тарифные руководства как сборники, в которых публикуются утвержденные в установленном законодательством Российской Федерации порядке тарифы, ставки платы и сборов за работы и услуги железнодорожного транспорта, правила применения таких тарифов, ставок платы, сборов, а также утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта перечни железнодорожных станций, расстояния между ними и выполняемые на территориях железнодорожных станций операции.
Тарифное руководство N 2 устанавливает размеры платы за пользование вагонами и контейнерами федерального железнодорожного транспорта, основания взимания которой предусмотрены статьей 39 Устава железнодорожного транспорта.
Из буквального толкования статьи 39 Устава железнодорожного транспорта не следует, что данная норма содержит основания для начисления платы за пользование вагонами, контейнерами, не принадлежащими обществу "РЖД", за время нахождения на путях общего пользования в ожидании их приема владельцами пути необщего пользования.
Договором от 21.05.2008 условие о взимании платы за пользование вагонами, не принадлежащими перевозчику (истцу), также отсутствует.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А47-4832/2011 Арбитражного суда Оренбургской области для пересмотра в порядке надзора решения от 01.09.2011, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.11.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 06.02.2012 по тому же делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 6424/12
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 10 сентября 2012 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2012 г. N ВАС-6424/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А47-4832/2011
Истец: ОАО "РЖД" в лице Орского отделения ЮУЖД-филиала ОАО "РЖД", ОАО "Российские железные дороги", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ЮУЖД, Филиал Южно-Уральской железной дороги Открытого акционерного общества "Российские железные дороги"
Ответчик: ОАО "Уральская сталь"
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 6424/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6424/12
31.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6424/12
12.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-6424/12
06.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-9114/2011
03.11.2011 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-10500/11
01.09.2011 Решение Арбитражного суда Оренбургской области N А47-4832/11