Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Павловой Н.В., Харчиковой Н.П. рассмотрел в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Российские железные дороги" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Хабаровского края от 01.08.2011 по делу N А73-6356/2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2012 по тому же делу по иску общества с ограниченной ответственностью "Производственно-коммерческая фирма "Вуд Экспорт" (далее - фирма, истец) к открытому акционерному обществу "Российские железные дороги" (далее - общество "РЖД") о признании незаконным изменения заявки на перевозку грузов железнодорожным транспортом.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Хабаровского края от 01.08.2011 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа постановлением от 24.01.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора общество "РЖД" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение норм материального права и нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление и изучив материалы дела, Суд приходит к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что 23.03.2011 фирмой обществу "РЖД" (перевозчику) подана заявка по форме ГУ-12 N 0019001023 на перевозку лесоматериалов (пиловочник всяких пород дерева) в непрямом международном сообщении со станции Этыркэн Дальневосточной железной дороги до станции назначения Суйфэньхэ через пограничную станцию перехода Гродеково.
Указанная заявка 29.03.2011 согласована частично, общество "РЖД" дало согласие на выполнение заявки на перевозку груза на платформах (фирмой заявлены полувагоны). Частичное согласование заявки обосновано отсутствием технической возможности.
Фирма, ссылаясь на отсутствие на станции Этыркэн технических условий для погрузки груза (лесоматериалы) в платформы, в связи с чем у нее отсутствует возможность своевременного выполнения обязательства по поставке лесоматериалов, обратилась в арбитражный суд с настоящим иском.
В соответствии со статьей 11 Федерального закона от 10.01.2003 N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта) для осуществления перевозки грузов железнодорожным транспортом грузоотправитель представляет перевозчику надлежащим образом оформленную и в необходимом количестве экземпляров заявку на перевозку грузов (далее - заявка). Заявка представляется грузоотправителем с указанием количества вагонов и тонн, железнодорожных станций назначения и других предусмотренных правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом сведений. В заявке грузоотправитель должен указать срок действия заявки, но не более чем сорок пять дней.
Согласно пункту 11 Правил приема заявок на перевозку грузов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом МПС России от 16.06.2003 N 21 (далее - Правила приема заявок), перевозчик обязан рассмотреть поступившую заявку на перевозку грузов в течение двух дней. Срок рассмотрения заявки на перевозку грузов исчисляется от даты регистрации ее поступления перевозчику.
Под частичным согласованием понимается согласие перевозчика на выполнение заявки на перевозку грузов при условии ее частичного обоснованного изменения по объемам перевозимых грузов, по видам принадлежащего перевозчику железнодорожного подвижного состава, по направлениям перевозки или иным, указанным в заявке на перевозку грузов, параметрам без изменения признака принадлежности железнодорожного подвижного состава. При частичном согласовании заявки на перевозку грузов перевозчиком к заявке на перевозку грузов прикладывается в трех экземплярах документ по форме, установленной МПС России с указанием частично согласованных параметров заявки на перевозку грузов.
Из пункта 17 Правил приема заявок следует, что в соответствии со статьей 11 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой на перевозку грузов железнодорожный подвижной состав одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида, если перевозки грузов железнодорожным подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов. О замене предусмотренного заявкой на перевозку грузов железнодорожного подвижного состава одного вида железнодорожным подвижным составом другого вида перевозчик должен предупредить грузоотправителя не позднее чем за двенадцать часов до момента подачи вагонов под погрузку.
Суды, признавая незаконным частичное согласование заявки, исходили из отсутствия доказательств технических и технологических возможностей принятия заявки истца без изменения вида подвижного состава, а также из отсутствия доказательств того, что тариф за перевозку грузов в данном случае не увеличился бы при принятии груза истца к перевозке на платформах.
На основании пункта 5 Правил перевозок железнодорожным транспортом грузов в открытом подвижном составе, утвержденных приказом МПС России от 16.06.2003 N 19, размещение и крепление грузов в открытом подвижном составе производится в соответствии с действующими на железнодорожном транспорте техническими условиями размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утверждаемыми Министерством транспорта Российской Федерации.
Согласно письму обществу "РЖД" от 11.04.2011 N МО-54/25 разработка местных технических условий размещения и крепления круглых лесоматериалов на универсальных платформах с проведением экспериментальной проверки проекта на соударение, в соответствии с установленным порядком, является необходимым условием выполнения заявки истца на перевозку груза.
Доказательств того, что местные технические условия на размещение и крепление крупных лесоматериалов разработаны и имеются на всех станциях Дальневосточной железной дороги, вследствие чего данное условие не повлечет для истца дополнительных затрат, обществом "РЖД" не представлено.
Приняв во внимание доводы истца о том, что перевозка лесоматериалов на платформах (способ их крепления и размещения) не соответствует общим положениям главы 2 Технических условий размещения и крепления грузов в вагонах и контейнерах, утвержденных МПС России от 27.05.2003 N ЦМ-943 (ред. от 12.07.2004, с изм. от 12.08.2005) (далее - Технические условия), в части, касающейся порядка размещения крепления лесоматериалов на платформах, и о необходимости разработки и утверждения местных технических условий размещения и крепления, предлагаемых к перевозке лесоматериалов на платформах, суды пришли к выводу о том, что перевозка лесоматериалов на платформах повлечет фактическое увеличение стоимости перевозки, а частичное согласование спорной заявки противоречит нормам статьи 11 Устава железнодорожного транспорта.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии с абзацем тринадцатым статьи 11 Устава железнодорожного транспорта перевозчик имеет право заменять предусмотренный заявкой железнодорожный подвижной состав одного вида подвижным составом другого вида, если перевозки грузов подвижным составом другого вида предусмотрены правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом и при этом не увеличивается стоимость перевозок грузов.
Согласно приказу МПС России от 25.06.2003 N 52 (ред. от 24.07.2009) "Об утверждении перечня грузов, которые могут перевозиться железнодорожным транспортом насыпью и навалом", пункту 1.2 главы 2 "Размещение и крепление лесоматериалов" Технических условий лесоматериалы могут перевозиться как полувагонами, так и платформами.
В силу статьи 8 Федерального закона от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации" и статей 4 и 6 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" общество "РЖД" относится к естественным монополиям на транспорте, поэтому стоимость перевозок грузов железнодорожным транспортом устанавливается Федеральной энергетической комиссией Российской Федерации.
Постановлением Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 17.06.2003 N 47-т/5 установлены размер и способ определения провозной платы за перевозку грузов железнодорожным транспортом. Этим же постановлением установлен перечень работ и услуг, которые входят в тариф на перевозку грузов. Местные технические условия размещения и крепления лесоматериалов не включены в этот перечень, соответственно, не могут входить в понятие стоимости перевозки.
В соответствии со статьей 25 Устава железнодорожного транспорта договорные отношения перевозки груза железнодорожным транспортом возникают только при оформлении в надлежащем порядке транспортной железнодорожной накладной и иных предусмотренных соответствующими нормативными актами документов, а также при приеме груза к перевозке и выдаче соответствующей квитанции. Поскольку на момент согласования заявки договор перевозки между сторонами не заключен, довод истца о том, что стоимость перевозки увеличится, до заключения договора перевозки, неправомерен.
Названные местные технические условия размещения и крепления лесоматериалов разработаны обществом "РЖД" за свой счет и имеются на всех станциях Дальневосточной железной дороги (региона деятельности истца), о чем истцу было известно еще до предъявления настоящего иска в арбитражный суд. В рассматриваемом случае при замене подвижного состава с одного вида на другой железнодорожный тариф за перевозку груза не меняется. Из расчета провозной платы также следует, что стоимость перевозки груза на платформе не превышает стоимости такой перевозки в полувагоне.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А73-6356/2011 Арбитражного суда Хабаровского края для пересмотра в порядке надзора решения от 01.08.2011, постановления Шестого арбитражного апелляционного суда от 17.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 24.01.2012 по тому же делу.
См. постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 октября 2012 г. N 5810/12
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 10 сентября 2012 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
Н.В. Павлова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 июля 2012 г. N ВАС-5810/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А73-6356/2011
Истец: Общество с ограниченной ответственностью прозводственно- коммерческая фирма "Вуд Экспорт", ООО ПКФ "Вуд Экспорт"
Ответчик: ОАО "РЖД", ОАО "РЖД" в лице филиала "ДЖД", ОАО "Российские железные дороги" в лице филиала ДВЖД
Хронология рассмотрения дела:
18.10.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 5810/12
16.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5810/12
14.05.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-5810/12
24.01.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа N Ф03-6707/11
17.10.2011 Постановление Шестого арбитражного апелляционного суда N 06АП-4280/11