Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Харчиковой Н.П., судей Бондаренко С.П., Шилохвоста О.Ю. рассмотрела в судебном заседании заявление муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Управление капитального строительства" от 19.07.2012 N 687 о пересмотре в порядке надзора постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2012 по делу N А32-12279/2011 Арбитражного суда Краснодарского края
по иску муниципального казенного учреждения муниципального образования город Краснодар "Управление капитального строительства" (г. Краснодар; далее - учреждение) к открытому акционерному обществу "Территориальный институт по жилищно-гражданскому проектированию "Краснодаргражданпроект" (г. Краснодар; далее - институт) о взыскании 1 471 837 рублей 60 копеек неосновательного обогащения, образовавшегося вследствие переплаты по муниципальному контракту от 17.11.2008 N 91-П, а также 267 874 рублей 44 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Краснодарского края от 20.10.2011 с института в пользу учреждения взыскано 1 471 837 рублей 60 копеек неосновательного обогащения и 267 547 рублей 37 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, в удовлетворении остальной части иска отказано.
Постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2012, в удовлетворении требования о взыскании неосновательного обогащения отказано, размер взысканных процентов уменьшен до 32 692 рублей 05 копеек.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций заявитель (учреждение) просит их отменить, оставить в силе решение суда первой инстанции, ссылаясь на неприменение судами бюджетного законодательства. По мнению заявителя пополнение и расходование средств бюджета происходит в денежном выражении, что исключает возможность погашения обязательств зачетом встречных однородных требований.
Ознакомившись с доводами заявителя и материалами надзорного производства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления.
Между учреждением (заказчиком) и институтом (исполнителем) заключен муниципальный контракт от 17.11.2008 N 91-П.
Работы по нему были выполнены, однако при их оплате произошло излишнее перечисление денежных средств в сумме 1 471 837 рублей 60 копеек, в связи с чем учреждение предъявило настоящий иск в суд о взыскании с института неосновательного обогащения в этой сумме и процентов за пользование чужими денежными средствами.
Возражая на иск, ответчик сослался на направленное им учреждению заявление о зачете от 22.03.2011.
При рассмотрении спора суды установили, что наличие задолженности как учреждения перед институтом, так и института перед учреждением подтверждено документально, заявление о зачете учреждением было получено.
Отказывая в иске, суд первой инстанции пришел к выводу о недопустимости проведения зачета по требованиям из разных муниципальных контрактов в связи с целевым бюджетным финансированием учреждения и указал на возможность предъявления предприятием самостоятельных исков о взыскании с учреждения задолженностей.
Суд апелляционной инстанции признал, что требования являются однородными, срок исполнения обязательств наступил, заявление ответчика о зачете встречных однородных требований истцом получено, обстоятельства, влекущие недопустимость зачета отсутствуют. Таким образом, суд пришел к выводу, что зачет состоялся и отказал в иске о взыскании основного долга.
Требование о взыскании процентов удовлетворено частично, поскольку при зачете обязательства прекращаются с момента наступления срока исполнения того обязательства, который наступил позднее.
Довод заявителя о недопустимости зачета при бюджетном финансировании заказчика не принимается, поскольку исполнение бюджета по доходам (статья 218 Бюджетного кодекса Российской Федерации) предусматривает возможность зачета излишне уплаченных или излишне взысканных сумм, а положения статьи 219 Бюджетного кодекса Российской Федерации не содержат запрета на подтверждение исполнения денежных обязательств путем зачета.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации определение о передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора может быть вынесено лишь при наличии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку названные основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отсутствуют, оспариваемые судебные акты не могут быть пересмотрены в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дела N А32-12279/2011 Арбитражного суда Краснодарского края для пересмотра в порядке надзора постановления Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.01.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 19.04.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Н.П. Харчикова |
Судьи |
С.П. Бондаренко |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 2 августа 2012 г. N ВАС-10236/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А32-12279/2011
Истец: МУ "Управление капитального строительства" МО г. Краснодар, Муниципальное управление "Управление капитального строительства" муниципального образования город Краснодар
Ответчик: ОАО "Территориальный институт по жилищно-гражданскому проектированию "Краснодаргражданпроект", ОАО "ТИЖГП Краснодаргражданпроект"
Хронология рассмотрения дела:
02.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10236/12
23.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10236/12
19.04.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа N Ф08-1717/12
16.01.2012 Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда N 15АП-13945/11