Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Поповченко А.А., судей Завьяловой Т.В. и Петровой С.М. рассмотрела в судебном заседании заявление Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 по делу N А33-5297/2011 Арбитражного суда Красноярского края
по заявлению Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (пр. Свободный, 79, г. Красноярск, 660041) к Инспекции Федеральной налоговой службы по Октябрьскому району города Красноярска (ул. Спартаковцев, 47а, г. Красноярск, 660001) о признании недействительными ее решения и требования.
СУД УСТАНОВИЛ:
федеральному государственному автономному образовательному учреждению высшего профессионального образования "Сибирский федеральный университет" (далее - университет) принадлежит на праве постоянного (бессрочного) пользования ряд земельных участков, в том числе земельные участки, относящиеся к категории "земли населенных пунктов", в отношении которых установлены различные разрешенные виды землепользования.
В отношении земельных участков с кадастровыми номерами 24:50:0100414:0001, 24:50:0100416:0002 установлен разрешенный вид землепользования - занимаемые учебно-административными зданиями и сооружениями, в отношении земельного участка с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 - для эксплуатации территорий, занимаемых учебным корпусом, зданиями общежитий, спортивным залом, складом, гаражом, комплексом сооружений в стадии строительства, лесным массивом.
Уплачивая земельный налог по названным земельным участкам, университет применил при исчислении его размера налоговую ставку 0,1 процента от кадастровой стоимости земельных участков в отношении той их части, на которой расположены объекты жилищного фонда - общежития, жилые дома, а в отношении остальной площади земельных участков - налоговую ставку 1,5 процента.
По результатам проведения камеральной налоговой проверки представленной 06.10.2010 уточненной налоговой декларации за 2007 год инспекция приняла решение от 01.02.2011 N 21 (далее - решение инспекции), которым доначислила университету 4 117 747 рублей земельного налога, начислила 831 315 рублей 63 копейки пени и привлекла налогоплательщика к ответственности по основаниям пункта 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде 411 774 рублей 70 копеек штрафа (с учетом смягчающих ответственность обстоятельств). При этом инспекция применила единую налоговую ставку земельного налога 1,5 процента в отношении спорных земельных участков исходя из вида их разрешенного использования.
Решением Управления Федеральной налоговой службы по Красноярскому краю от 05.03.2011 N 12-0125, вынесенным по результатам апелляционного обжалования, решение инспекции оставлено без изменения.
Инспекцией в адрес университета выставлено требование от 14.03.2011 N 677 (далее - требование) с предложением в срок до 01.04.2011 добровольно уплатить 4 125 597 рублей земельного налога, 831 315 рублей 63 копейки пеней, 411 774 рубля 70 копеек штрафа.
Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения университета в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными решения и требования инспекции.
Решением Арбитражного суда Красноярского края от 13.07.2011 заявленное требование удовлетворено частично: признано недействительным требование инспекции относительно взыскания 7 850 рублей земельного налога.
В удовлетворении остальной части заявленного требования отказано.
При этом суд первой инстанции признал недопустимым применение нескольких налоговых ставок к единому земельному участку, указав, что при исчислении земельного налога в отношении конкретного земельного участка может быть применена налоговая ставка, соответствующая категории земель и виду разрешенного использования земельного участка, то есть в отношении всей площади спорных земельных участков должна применяться единая налоговая ставка 1,5 процента, предусмотренная решением Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32 "О местных налогах на территории города Красноярска".
Ставка 0,1 процента в соответствии с упомянутым решением городского Совета может быть применена к объекту обложения земельным налогом, в отношении которого предусмотрен соответствующий вид разрешенного землепользования - жилищный фонд.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 решение суда первой инстанции отменено, принято новое решение.
Решение и требование инспекции признаны недействительными в части доначисления 3 884 928 рублей земельного налога за 2007 год по упомянутым земельным участкам, начисления 782 820 рублей 37 копеек пеней и 388 492 рублей 80 копеек штрафа.
Отменяя решение суда первой инстанции и принимая новое решение по спору, суд апелляционной инстанции исходил из того, что в случае нахождения на едином земельном участке наряду с другими объектами объектов жилищного фонда (в том числе общежитий) и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, при исчислении земельного налога в отношении рассматриваемого земельного участка к площади, занимаемой непосредственно объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, должна применяться налоговая ставка в размере 0,1 процент, а к остальной площади земельного участка - ставка, определенная для вида разрешенного использования земельного участка.
Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 постановление апелляционного суда оставлено без изменения, исходя из фактического использования указанных земельных участков под объектами жилищного фонда и инженерной инфраструктуры и признания правомерным применения налоговой ставки 0,1 процента в отношении всей площади земельных участков, на которой расположены объекты жилищного фонда университета.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, инспекцией ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в части удовлетворения требования университета как принятых с нарушением норм материального права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей полагает, что имеются основания, установленные статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в силу следующего.
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу, что нахождение на земельных участках общежитий и жилых домов влечет изменение объема налоговых обязательств налогоплательщика в безусловном порядке и означает возникновение у него права применения в отношении этих участков налоговой ставки, установленной для земельных участков, занятых жилищным фондом, без обязательного обращения налогоплательщика за соответствующим изменением вида разрешенного использования.
По мнению суда кассационной инстанции, наличие объектов жилищного фонда позволяет налогоплательщику применять пониженную ставку земельного налога не только к той части земельного участка, которая занята непосредственно объектом жилищного фонда, но и ко всей площади земельного участка без разрешения вопросов об изменении вида разрешенного землепользования.
Оспаривая судебные акты, инспекция указывает, что подобный подход не соответствует практике применения действующего законодательства.
Как следует из приложенной к материалам дела технической документации, на земельном участке, на котором находятся здания общежитий, учебный корпус, гараж и т.д., расположен учебный комплекс, имеющий определенное целевое назначение и представляющий собой единое целое.
При этом корпуса общежитий находятся в непосредственной близости от административных, учебных, лабораторных корпусов.
По мнению суда апелляционной инстанции, отменившей решение суда первой инстанции, университет вправе в соответствии с пунктом 2.2.1 решения Красноярского городского Совета от 01.07.1997 N 5-32 применять пониженную ставку земельного налога в отношении доли в праве, приходящейся на корпуса общежития.
Однако следует учесть, что в названном пункте 2.2.1 решения городского Совета воспроизведены положения пункта 1 статьи 394 Кодекса, по смыслу которых налогоплательщик наделяется правом на уплату налога по пониженной ставке в отношении земельного участка, занятого жилищным фондом, за исключением части земельного участка (соответствующей доле в праве), занятой объектами, не относящимися к этому фонду.
Данных о том, что земельный участок с кадастровым номером 24:50:0100384:0008 отведен для создания жилищного фонда, не имеется.
Пункт 3 статьи 85 Земельного кодекса допускает использование земельных участков их собственниками, землепользователями, землевладельцами и арендаторами в соответствии с любым видом разрешенного использования, предусмотренным градостроительным регламентом для каждой территориальной зоны.
В соответствии с частью 3 статьи 37 Градостроительного кодекса Российской Федерации изменение одного вида разрешенного использования земельных участков на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом.
Согласно статье 16 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" изменение вида разрешенного использования носит заявительный характер.
Правилами проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000 N 316, предусматривается, что государственная кадастровая оценка земель основывается на классификации земель по целевому назначению (категориям) и виду функционального использования.
В соответствии с п. 2.3.2. Методических указаний по определению кадастровой стоимости вновь образуемых земельных участков и существующих земельных участков в случаях изменения категории земель, вида разрешенного использования или уточнения площади земельного участка, утвержденных Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 12.08.2006 N 222, в случае изменения вида разрешенного использования земельного участка в составе земель населенных пунктов его кадастровая стоимость определяется путем умножения значения удельного показателя кадастровой стоимости земель вида разрешенного использования, соответствующего измененному виду, для кадастрового квартала населенного пункта, в котором расположен земельный участок, на площадь земельного участка.
По смыслу названных норм владелец земельного участка, заинтересованный в пересмотре налогового обязательства, связанного с изменением целевого использования им земельного участка, вправе обратиться с соответствующим заявлением в установленном законом порядке в местный орган власти, полномочный принимать решения об изменении вида разрешенного землепользования, после принятии решения которого правомерно применение иной ставки.
С учетом изложенного коллегия судей усматривает основания, установленные пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-5297/2011 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 21.10.2011 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.02.2012 по делу N А33-5297/2011 Арбитражного суда Красноярского края.
См. Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 20 ноября 2012 г. N 7943/12
2. Направить копии определения, заявления и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить участвующим в деле лицам представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора в срок до 20 сентября 2012 года.
Председательствующий судья |
А.А. Поповченко |
Судьи |
Т.В. Завьялова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 августа 2012 г. N ВАС-7943/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-5297/2011
Истец: ФГАОУ ВПО Сибирский федеральный университет
Ответчик: ИФНС по Октябрьскому району г. Красноярска
Третье лицо: МОСП по ИОИП
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5428/13
22.08.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-5297/11
20.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7943/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
08.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
24.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6097/11
21.10.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3987/11
Хронология рассмотрения дела:
26.11.2013 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-5428/13
22.08.2013 Решение Арбитражного суда Красноярского края N А33-5297/11
20.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 7943/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
29.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
08.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-7943/12
24.02.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-6097/11
21.10.2011 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-3987/11