Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Пауля Г.Д., Козырь О.М. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации города Бийска и муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" от 22.06.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2011 по делу N А03-6702/2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2012 по тому же делу по иску открытого акционерного общества "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" (далее - общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт") к администрации города Бийска (далее - администрация) и муниципальному казенному учреждению "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска" об изменении пункта 2.1 договора от 10.03.2009 N 122 купли-продажи земельного участка площадью 0,7 га., расположенного по адресу: г. Бийск, ул. Старый Чуйский Тракт, 3 и о взыскании с ответчиков в субсидиарном порядке излишне уплаченных денежных средств за проданный по указанному договору участок в размере 408 063,25 руб., и 21 877 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 25.07.2010 по 28.02.2011.
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Алтайского края от 15.11.2011, оставленным без изменения постановлением Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 и постановлением Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2012, исковые требования удовлетворены.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение единообразия в их толковании и применении.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела, проверив выводы, положенные в основу обжалуемых судебных актов, и доводы заявления, судебная коллегия не находит оснований, необходимых в силу вышеприведенной нормы для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для его пересмотра в порядке надзора в связи со следующим.
Судом установлено, что обществу "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" на праве собственности принадлежит автозаправочная станция (АЗС) общей площадью 61,2 кв. м., расположенная на земельном участке по адресу: г. Бийск, ул. Старый Чуйский Тракт, 3. Право собственности общества на указанную АЗС возникло в результате приватизации государственного предприятия Алтайского объединения "Алтайнефтепродукт". 10.03.2009 Муниципальное учреждение "Управление муниципальным имуществом Администрации г. Бийска" (правопредшественник муниципального казенного учреждения "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", продавец) и общество "НК "Роснефть- Алтайнефтепродукт" (покупатель) заключили договор N 122 купли-продажи земельного участка площадью 0,7 га., для эксплуатации автозаправочной станции по цене 612 150 руб.
Полагая, что расчет стоимости земельного участка, и указание в договоре его стоимости в размере 612 150 руб. было произведено без учета положений пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 25.10.2001 N 137-ФЗ), предусматривающего льготный порядок выкупа указанными в ней юридическими лицами земельных участков на которых расположено принадлежащее им на праве собственности недвижимое имущество, общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" обратилось в администрацию с письмом от 12.07.2010 N 09-222 об изменении цены земельного участка и возврате излишне уплаченных за него денежных средств в сумме 408 063, 25 руб.
Поскольку администрация отказалась внести в договор купли-продажи соответствующие изменения и возвратить излишне уплаченные обществом денежные средства, последнее обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Принимая решение об удовлетворении заявленного требования, суд исходил из следующего.
В силу статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства", при определении цены земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
В соответствии с императивными положениями пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, коммерческим организациям и индивидуальным предпринимателям, являющимся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения, производится по установленной субъектами Российской Федерации цене в пределах:
- 20% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах численностью населения свыше трех миллионов человек;
- 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Установив, что общество "НК "Роснефть-Алтайнефтепродукт" приобрело автозаправочную станцию в процессе приватизации государственного предприятия (имущество отчуждено из государственной собственности), суд пришел к выводу о том, что данное общество относится к поименованной в вышеназванной норме права категории собственников недвижимого имущества, для которых выкупная цена земельного участка должна быть рассчитана исходя из ставки земельного налога в размере 2,5% кадастровой стоимости земельного участка, что при соответствующем расчете составляет 204 086,75 руб.
Поскольку выкупная стоимость земельного участка была определена без учета требований пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ, переплата за него составила 408 063,25 руб. (612 150 руб. - 204 086,75 руб.), суд, руководствуясь вышеназванной нормой права, пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных обществом требований.
Довод МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по настоящему иску о взыскании излишне уплаченных за земельный участок денежных средств, так как не уполномочено осуществлять возврат денежных средств, проверен и отклонен судом в связи с тем, что исходя из положений статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации и разъяснений, изложенных в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 21.05.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", ответственность собственника имущества учреждения является особым видом субсидиарной ответственности, на который общие нормы о субсидиарной ответственности, установленные статьей 399 Гражданского кодекса Российской Федерации, распространяются с особенностями, установленными статьей 120 Гражданского кодекса Российской Федерации. Особенность такой ответственности состоит в том, что собственник имущества учреждения не может быть привлечен к ответственности без предъявления в суд искового требования к основному должнику, поэтому требование о взыскании с МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска" излишне уплаченных денежных средств, предъявленное одновременно к указанному учреждению и субсидиарному должнику - администрации, производится с учреждения (основного должника), а при недостаточности у него денежных средств с собственника его имущества (субсидиарного должника).
Доводы заявителя о нарушении единообразия в толковании и применении норм права, содержащиеся в заявлении о пересмотре в порядке надзора судебных актов, о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не свидетельствуют.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд,
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А03-6702/2011 Арбитражного суда Алтайского края в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 15.11.2011, постановления Седьмого арбитражного апелляционного суда от 13.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 22.05.2012 отказать.
Председательствующий судья |
Ю.В. Гросул |
Судьи |
Г.Д. Пауль |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 августа 2012 г. N ВАС-9206/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А03-6702/2011
Истец: ОАО "НК "Роснефть"-Алтайнефтепродукт"
Ответчик: Администрация г. Бийска., Администрация города Бийска, МКУ "Управление муниципальным имуществом Администрации города Бийска", Муниципальное казенное учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска", Муниципальное казённое учреждение "Управление муниципальным имуществом администрации города Бийска"