Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гросула Ю.В., судей Козырь О.М., Пауля Г.Д., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления по недропользованию по Красноярскому краю (г. Красноярск) о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2012 по делу N А33-13966/2011 Арбитражного суда Красноярского края по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Артель Старателей "Шушенская" (далее - общество) к Управлению по недропользованию по Красноярскому краю (далее - управление) о признании недействительным приказа N 208 от 27.09.2010 о досрочном прекращении права пользования недрами,
УСТАНОВИЛА:
решением Арбитражного суда Красноярского края от 17.11.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012, оставленным без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2012, решение суда первой инстанции отменено, заявленное требование удовлетворено.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, управление просит отменить постановления судов апелляционной и кассационной инстанций, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении норм права, и оставить в силе решение суда первой инстанции от 17.11.2011.
Рассмотрев указанное заявление, изучив материалы дела, коллегиальный состав судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации пришел к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как установлено судом и следует из материалов дела, лицензией от 03.05.2001 серии КРР N 01105 вид БР обществу было предоставлено право пользования недрами с целью геологического изучения, разведки и добычи рудного золота на Малошушенском месторождении, расположенном на территории Шушенского района Красноярского края. Срок окончания лицензии 01.01.2021. Приложением N 2 к указанной лицензии является лицензионное соглашение, в соответствии с пунктом 8.3. которого обязательства недропользователя по этому соглашению являются существенными условиями лицензии.
Дополнением от 16.07.2009 N 5 к лицензии серии КРР N 01105 вид БР на основании предложения общества от 12.03.2009 в подпункт 3.1.3 лицензионного соглашения внесены следующие изменения:
- после утверждения запасов и получения горных отвода представить в Красноярскнедра материалы для оформления дополнений к лицензии;
- в срок до 01.01.2010 года разработать и согласовать проект на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера и модульной обогатительной установки 150 тонн;
- ввести в эксплуатацию опытное производство не позднее III квартала 2011 года.
15.06.2009 между закрытым акционерным обществом "МОНИТЭК" (проектная организация, исполнитель) и обществом (заказчик) заключен договор N 9/1 на разработку в срок с 15.06.2009 по 15.10.2010 проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера модульной обогатительной установки 150 000 тонн на Малошушенском рудном месторождении золота.
Уведомлением от 11.01.2010 N 01-2-2/07 управление уведомило общество о невыполнении последним в установленный срок (до 01.01.2010) существенных условий лицензии, предусмотренных пунктом 3.1.3 лицензионного соглашения, возможном досрочном прекращении права пользования недрами в случае неустранения нарушения в трехмесячный срок. Уведомление вручено директору общества под роспись 30.04.2010.
После истечения срока, предусмотренного пунктом 3.1.3 лицензионного соглашения (01.01.2010) общество, письмом от 03.02.2010, уведомило управление о том, что из-за о корпоративного конфликта оно не успевает к контрольному сроку 01.01.2010 завершить разработку и согласование проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов с производительностью карьера и модульной обогатительной установки 150 тонн и просит рассмотреть вопрос о переносе сроков, установленных в дополнении N 5 к лицензии серии КРР N 01105 вид БР.
В ответ на данное письмо управление 01.03.2010 уведомило общество о необходимости для рассмотрения вопроса о невозможности исполнения лицензионного соглашения представить заявление о переносе сроков, указанных в дополнении N 5 к лицензии с приложением документов и материалов в соответствии с Временными рекомендациями к формированию пакета материалов для объявления аукционов на право пользования участками недр, направляемых в комиссию для рассмотрения заявок о предоставлении права пользования участками недр, отнесенным к компетенции Роснедр, утвержденными Федеральным Агентством по недропользованию от 23.05.2006 N ПС-06-30/3270. Однако необходимых документов о внесении изменений в условия лицензионного соглашения, а также перечня предлагаемых изменений в лицензию, проекта дополнительного соглашения о внесении изменений в лицензионное соглашение о переносе срока выполнения работ, заявителем в управление представлено не было.
В связи с невыполнением обществом условий лицензионного соглашения и не устранением в трехмесячный срок нарушений, указанных в уведомлении от 11.01.2010 N 01-2-2/07, управление, письмом от 09.09.2010 N 04-1/1680, известило общество о рассмотрении 16.09.2010 в 10:00 вопроса о досрочном прекращении его права пользования недрами на Малошушенском месторождении.
Приказом от 27.09.2010 N 208 управление досрочно прекратило право общества на пользование недрами, лицензия общества исключена из государственного реестра.
Полагая указанный приказ незаконным и нарушающим права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая в удовлетворении заявленного требования, суд первой инстанции исходил из того, что оспариваемый приказ соответствует закону - пункту 2 части 2 статьи 20 Федерального Закона от 21.02.1992 N 2395-1 "О недрах" (далее - Закон о недрах), которым предусмотрено досрочное прекращение права пользования недрами органами, выдавшими соответствующую лицензию, в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, и не нарушает прав заявителя, не выполнившего установленный срок существенные условия лицензионного соглашения. Суд первой инстанции указал, что общество в течение 9 лет (с 2001 - год выдачи лицензии и по 2010 - дата издания оспариваемого приказа) являлось обладателем лицензии на недропользование, однако принятые на себя в лицензионном соглашении обязательства, так и не исполнило. Срок окончания выполнения работ по договору от 15.06.2009 N 9/1 (15.10.2010) изначально не позволял исполнить обязательство в установленный в лицензионном соглашении срок (01.01.2010). Заключая договор с таким сроком его исполнения, общество должно было предвидеть возможность наступления для него негативных последствий. Факт принятия обществом мер, направленных на выполнение условий лицензионного соглашения, не может свидетельствовать о выполнении условий этого соглашения.
Отменяя решение суда первой инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что в нарушении условий лицензионного соглашения (несогласовании в установленный срок проекта на опытно-промышленную эксплуатацию утвержденных запасов) отсутствует вина общества, так как разработка проекта выполнялась не им, а проектной организацией. Суд указал, что срок (с 15.06.2009 по 15.10.2010) исполнения договора на согласование соответствующего Проекта был установлен специализированной проектной организаций ЗАО "МОНИТЭК". Общество неоднократно обращалось в указанную проектную организацию с просьбой об ускорении изготовления проекта, т.е. предпринимало все меры для скорейшего согласования Проекта и исполнения пункта 3.1.3 лицензионного соглашения. В связи с этим суд сделал вывод о том, что отсутствие на момент вынесения оспариваемого приказа разработанного проекта, прошедшего государственную экспертизу и получившего положительное заключение, без учета вины общества в нарушении условий лицензионного соглашения, не является достаточным основанием для применения меры государственного принуждения в виде досрочного прекращения права пользования недрами.
При этом судами апелляционной и кассационной инстанций не было принято во внимание, что приняв на себя обязательство по представлению проекта, прошедшего государственную экспертизу и получившего положительное заключение, в срок до 01.01.2010 года, 15.06.2009 обществом заключен договор на разработку проекта со сроком исполнения 15.10.2010.
Удовлетворяя требование по указанным основаниям, судами апелляционной и кассационной инстанций не было учтено следующее.
В соответствии с положениями статьи 11 Закона о недрах, лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной в ней целью в течение установленного срока при соблюдении владельцем заранее оговоренных условий. Между уполномоченными на то органами государственной власти и пользователем недр может быть заключен договор, устанавливающий условия пользования таким участком, а также обязательства сторон по выполнению указанного договора.
Пунктом 2.1. Положения о порядке лицензирования пользования недрами, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 15.07.1992 N 3314-1.2.1. "О порядке введения в действие Положения о порядке лицензирования пользования недрами" установлено, что недра в соответствии с Законом Российской Федерации "О недрах" предоставляются в пользование на основании лицензий. Лицензия является документом, удостоверяющим право ее владельца на пользование участком недр в определенных границах в соответствии с указанной целью в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.
Требования к содержанию лицензии на пользование недрами установлены в статье 12 Закона о недрах. В соответствии с положениями данной статьи закона лицензия на пользование недрами закрепляет перечисленные в данной норме закона условия и форму договорных отношений недропользования, в том числе контракта на предоставление услуг (с риском и без риска), а также может дополняться иными условиями, не противоречащими настоящему Закону.
В соответствии с пунктом 10 статьи 22 Закона о недрах пользователь недр обязан обеспечить выполнение условий, установленных лицензией или соглашением о разделе продукции, своевременное и правильное внесение платежей за пользование недрами.
В соответствии с частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах право пользования недрами может быть досрочно прекращено в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии.
В целях обеспечения защиты прав и интересов недропользователя, в статье 21 Закона о недрах установлено, что в случаях, предусмотренных пунктами 2, 3 и 5 части второй статьи 20 настоящего Закона, решение о прекращении права пользования недрами может быть принято по истечении трех месяцев со дня получения пользователем недр письменного уведомления о допущенных им нарушениях при условии, если в указанный срок пользователь не устранил эти нарушения.
Из анализа указанных норм закона следует, что недропользователь, заключая с органом, выдавшим лицензию на пользование недрами лицензионное соглашение, в котором закреплены условия пользования участком недр, тем самым принимает на себя обязательства по его исполнению.
В соответствии с положениями статей 314, 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
Общество, являющееся субъектом предпринимательской деятельности, в соответствии с положениями статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации действует самостоятельно и на свой риск.
Невыполнение обязательств влечет за собой наступление определенных гражданско-правовых последствий.
Частью 2 пункта 2 статьи 20 Закона о недрах предусмотрено, что в случае нарушения пользователем недр существенных условий лицензии, право пользования недрами может быть досрочно прекращено органами, предоставившими лицензию.
Как разъяснено в пункте 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях", приостановление (аннулирование) лицензии не является административным наказанием в смысле КоАП РФ, а представляет собой специальную предупредительную меру, непосредственно связанную со спецификой деятельности.
Учитывая положения названных норм права и разъяснения, изложенные указанном постановлении Пленума, досрочное прекращение права пользования недрами, по причине нарушения существенных условий лицензионного соглашения, фактически представляет собой расторжение в установленном данным законом порядке договорных отношений (лицензионного соглашения) и не является административным наказанием (актом привлечения к административной ответственности) в смысле КоАП РФ, для проверки законности которого требуется установление наличия вины лица, в отношении которого издан этот акт, как необходимой части состава правонарушения.
Выводы судов апелляционной и кассационной инстанций о необходимости установления вины общества в неисполнении им существенных условий лицензионного соглашения сделаны без учета положений названных норм права.
В связи с этим, коллегия судей считает необходимым передать настоящее дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по нему судебных актов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А33-13966/2011 Арбитражного суда Красноярского края для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 09.02.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 22.05.2012 по тому же делу.
2. Направить копии настоящего определения, заявления о пересмотре судебного акта в порядке надзора и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на заявление в срок до 15 октября 2012 года.
Председательствующий судья |
Ю.В. Гросул |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 14 сентября 2012 г. N ВАС-9662/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А33-13966/2011
Истец: ООО "Артель Старателей "Шушенская"
Ответчик: Управление по недропользованию, Управление по недропользованию по Красноярскому краю
Третье лицо: Управление по недропользованию
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 9662/12
14.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
19.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9662/12
22.05.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-1912/12
09.02.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-6119/11