Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гвоздилиной О.Ю., судей Кирюшиной В.Г., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства от 07.06.2012 N 04-13-0436/10-4 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2012 по делу N А60-26760/2011,
УСТАНОВИЛА:
Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (далее - МУП "Водоканал", предприятие) обратилось в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области (далее - управление, антимонопольный орган) от 27.05.2011 по делу N 1, а также о признании незаконным и отмене постановления антимонопольного органа от 14.07.2011 по делу N 35 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде штрафа в размере 1 304 540 рублей 37 копеек за нарушение антимонопольного законодательства путем навязывания невыгодного условия договора.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены закрытое акционерное общество "Нова-строй" (далее - общество "Нова-строй") и Администрация города Екатеринбурга.
Решением Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Уральского округа постановлением от 12.03.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора предприятие просит их отменить и принять новый судебный акт, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев названное заявление, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела и установлено судами, застройка жилого дома по адресу: город Екатеринбург, улица 8 Марта, 194 осуществлялась обществом "Нова-строй" "посекционно" (секции "А", "Б", "В", "Г", "Д", "Е", "Ж", "И").
На секции "Е", "Ж", "И" МУП "Водоканал" выданы технические условия (далее - ТУ) от 10.05.2005 N 05-33-2077/2, в соответствии с которыми обществу "Нова-строй" для подключения указанных секций к системе водоснабжения и канализации необходимо было запроектировать и построить водопровод Ду300мм. Срок действия ТУ на секции "Е", "Ж", "И" определен до 10.05.2008.
Обществом "Нова-строй" получено разрешение от 11.08.2006 N 767 на строительство секции "Е" (в "16" этажей), 28.12.2006 - разрешение N RU 66302000-129/06 на строительство секций "И" и "Ж".
Согласно акту технической готовности водопровода от 27.04.2007 N 2077/2/5367 строительство водопровода, указанного в данных ТУ выполнено, в акте указаны секции "И" и "Ж".
Проектная документация была направлена предприятию 09.01.2008, но согласование не прошла, секция "Е" фактически находилась в стадии строительства.
Письмом от 05.03.2008 N ТО-331 общество "Нова-строй" обратилось к МУП "Водоканал" о продлении срока действия указанных ТУ для устранения замечаний по проектной документации. Из указанного письма следует, что секции "И" и "Ж" уже построены и сданы в эксплуатацию, а секция "Е" находится в стадии окончания строительства и будет сдана в эксплуатацию в июле 2008 года.
Предприятие отказало в продлении срока действия ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2 на секцию "Е", в связи с чем общество "Нова-строй" обратилось к предприятию с заявлением о подключении секции "Е" к сетям водопровода и канализации. После этого обществом были получены ТУ присоединения от 19.06.2008 N 05-11/33-2077/6-п/122, в соответствии с которыми водоснабжение данного объекта должно осуществляться от внутренних сетей жилого дома через общий учет воды.
Между обществом "Нова-строй" и МУП "Водоканал" 19.06.2008 заключен договор N 2077/6-122 о подключении секции "Е", в соответствии с которым плата за подключение рассчитана по тарифу, установленному постановлением Главы города Екатеринбурга от 07.11.2007 N 5068, исходя из размера заявленной и указанной в ТУ нагрузки - 53 куб. м. на объект высотой 17 этажей.
Разрешение N RU 66302000-368 на строительство секции "Е" (в "17" этажей) Администрация города Екатеринбурга выдала обществу "Нова-строй" только 23.07.2008.
В период с августа 2008 года по март 2010 года обществом "Нова-строй" была произведена оплата по указанному договору.
Общество "Нова-строй" 29.09.2010 обратилось в антимонопольный орган с жалобой на необоснованное требование МУП "Водоканал" платы за подключение секции "Е", ссылаясь на то, что ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2 продолжали действовать до окончания строительства секции "Е". Общество "Нова-строй" исходило из отсутствия необходимости получения им новых ТУ присоединения от 19.06.2008 N 05-11/33-2077/6-п/122, а также внесения платы за подключение объекта (секции "Е").
По результатам рассмотрения дела N 1 управление вынесло решение от 27.05.2011 о признании факта нарушения МУП "Водоканал" пункта 3 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции), выразившегося в навязывании контрагенту-застройщику (обществу "Нова-строй") невыгодного условия договора о подключении объекта капитального строительства к системам водоснабжения и (или) водоотведения от 19.06.2008 N 2077/6-122 о плате за подключение (пункты 2.2 и 2.3 договора), определенной исходя из тарифа, при одновременном возложении на контрагента обязательств по сооружению необходимых для подключения объектов инженерно-технической инфраструктуры (ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2), выполненных его иждивением.
Кроме того, в решении антимонопольный орган указал на невозможность выдачи предписания, поскольку на момент рассмотрения дела договор о подключении исполнен сторонами в полном объеме (обществом "Нова-строй" внесена плата за подключение, МУП "Водоканал" выполнены обязательства по подключению).
На основании вступившего в силу решения от 27.05.2011 управление 30.06.2011 возбудило в отношении предприятия дело об административном правонарушении и 14.07.2011 вынесло постановление о привлечении предприятия к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31 КоАП РФ, в виде взыскания штрафа в сумме 1 304 540 рублей 37 копеек.
МУП "Водоканал" обжаловало в арбитражный суд решение и постановление управления.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что действиями предприятия общество "Нова-строй" введено в заблуждение относительно прекращения действия ТУ 10.05.2005 N 05-33-2077/2 на секции "И", "Ж", "Е" вследствие истечения срока. По мнению суда, включение предприятием в ТУ от 19.06.2008 N 05-11/33-2077/6-п/122 условия о внесении платы за подключение является неправомерным.
Согласившись с выводами суда первой инстанции, суд апелляционной инстанции отклонил ссылки предприятия на инвестиционную программу "Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") на 2006 - 2015 годы" (утвержденную решением Екатеринбургской городской Думы от 27.06.2006 N 57/27), а также на обоснованность взимания платы за подключение, и указал, что ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2 были выданы обществу до утверждения инвестиционной программы и какие-либо мероприятия по переустройству (перекладке) сетей водопровода и канализации, в ТУ от 19.06.2008 N 05-11/33-2077/6-п/122 не включены.
Суд кассационной инстанции поддержал выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно пункту 3 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и(или) ущемление интересов других лиц, в том числе навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и(или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования.
Присоединение объектов к системам коммунального водоснабжения и канализации на момент получения обществом "Нова-строй" ТУ на секции "Е", "Ж", "И" регулировалось Правилами пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (далее - Правила N 167), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167.
В соответствии с пунктом 87 Правил N 167 организация водопроводно-канализационного хозяйства обязана выдавать абоненту (заказчику) технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации.
Согласно пункту 19 Правил N 167 для присоединения новых объектов к системам водоснабжения и канализации абонент (заказчик) должен получить: разрешение органов местного самоуправления, выдаваемое при наличии заключения организации водопроводно-канализационного хозяйства о технической возможности присоединения к системам водоснабжения и канализации; технические условия на присоединение к системам водоснабжения и канализации, выдаваемые организацией водопроводно-канализационного хозяйства, на основании которых абонент (заказчик) разрабатывает проектную документацию в соответствии с нормативно-техническими документами.
Из пунктов 22 и 24 указанных правил следует, что в технических условиях должны быть указаны срок их действия, место присоединения к системам водоснабжения и (или) канализации (адрес, номер колодца или камеры), специальные технические требования к устройствам и сооружениям для присоединения. Технические условия действительны в течение всего периода проектирования и строительства объекта, но до начала проектирования срок их действия не должен превышать 3 лет.
Судами установлено, что срок действия ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2 на секции "Е", "Ж", "И" определен до 10.05.2008, разрешение на строительство секции "Е" (в "16" этажей) получено обществом "Нова-строй" 11.08.2006, но не учтено, что на момент заключения договора от 19.06.2008 N 2077/6-122 секция "Е" состояла из 17 этажей, а не 16, и находилась в стадии строительства.
Кроме того, в пункте 23 Правил N 167 указано на то, что проект водоснабжения и водоотведения присоединяемых объектов должен соответствовать требованиям выданных технических условий. Отступления от технических условий, необходимость которых выявлена в процессе проектирования, подлежат дополнительному согласованию с организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Исходя из положений приведенных норм, судами необоснованно не принято во внимание, что обществу "Нова-строй" необходимо было согласовать отступления от ТУ от 10.05.2005 N 05-33-2077/2, выданных на строительство секции "Е" в "16" этажей, а не в "17" этажей.
В соответствии с частью 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) порядок определения и предоставления технических условий и определения платы за подключение, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 N 83 утверждены Правила определения и предоставления технических условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила предоставления технических условий) и Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила подключения).
Согласно пункту 12 Правил предоставления технических условий в случае обращения правообладателя земельного участка, который намерен осуществить подключение построенного объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения, если технические условия на его подключение отсутствовали либо истек срок их действия, организация, осуществляющая эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, определяет технические условия: на основе анализа резерва мощностей по производству соответствующих ресурсов и пропускной способности сетей инженерно-технического обеспечения, а в точках взаимного присоединения - совместно с организациями, осуществляющими эксплуатацию технологически связанных сетей инженерно-технического обеспечения с учетом указанного анализа; с учетом оценки альтернативных вариантов подключения объектов капитального строительства к существующим сетям инженерно-технического обеспечения; с учетом принятых такой организацией в соответствии с ранее выданными техническими условиями обязательств по обеспечению подключения объектов капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Пунктом 15 указанных правил определено, что подключение объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения осуществляется на основании договора.
В соответствии с приведенными нормами права предприятие заключило с обществом "Нова-строй" договор от 19.06.2008 N 2077/6-122 о подключении секции "Е", а также выдало ТУ от 19.06.2008 N 05-11/33-2077/6-п/122.
Судами не учтена норма, содержащаяся в пункте 16 Правил предоставления технических условий, согласно которой обязательства организации, выдавшей технические условия, по обеспечению подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения в соответствии с такими техническими условиями прекращаются в случае, если в течение 1 года с даты получения технических условий правообладатель земельного участка не определит необходимую ему подключаемую нагрузку и не обратится с заявлением о подключении объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения.
Согласно пункту 7 статьи 52 ГрК РФ (в редакции, действовавшей на момент выдачи ТУ от 19.06.2008) отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Таким образом, выводы судов о неправомерности включения платы за подключение объекта общества к сетям водоснабжающей организации ввиду отсутствия необходимости получения ТУ в 2008 году сделан необоснованно.
Кроме того, в соответствии со статьей 4 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" на Правительство Российской Федерации возложены полномочия по утверждению правил, обязательных для сторон при заключении и исполнении ими публичных договоров, заключаемых при подключении к системам коммунальной инфраструктуры.
Пунктом 14 Правил заключения и исполнения публичных договоров о подключении к системам коммунальной инфраструктуры, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 09.06.2007 N 360, установлен порядок определения размера платы за подключение к системам коммунальной инфраструктуры, в соответствии с которым: 1) если в утвержденную в установленном порядке инвестиционную программу организации коммунального комплекса - исполнителя по договору о подключении включены мероприятия по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, и установлены тарифы на подключение к системе коммунальной инфраструктуры вновь создаваемых (реконструируемых) объектов капитального строительства, размер платы за подключение определяется расчетным путем как произведение заявленной нагрузки объекта капитального строительства и тарифа на подключение; 2) при отсутствии утвержденной инвестиционной программы исполнителя или отсутствии в утвержденной инвестиционной программе исполнителя мероприятий по увеличению мощности и (или) пропускной способности сети инженерно-технического обеспечения, к которой будет подключаться объект капитального строительства, размер платы за подключение, указываемый в договоре о подключении, определяется соглашением сторон исходя из расходов по созданию (реконструкции) сетей инженерно-технического обеспечения для подключения такого объекта на границе земельного участка.
Вместе с тем, инвестиционная программа "Развитие систем водоснабжения и водоотведения Екатеринбургского муниципального унитарного предприятия водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал") на 2006 - 2015 годы" (утверждена решением Екатеринбургской городской Думы от 27.06.2006 N 57/27) не исследовалась, в связи с чем судами неправомерно отклонен довод о законности включения предприятием платы за подключение с учетом указанной программы.
Судами также не принято во внимание, что общество "Нова-строй" добровольно оплачивало установленную плату за подключение в период с августа 2008 года по март 2010 года и лишь после этого (и сдачи дома в эксплуатацию) обратилось в антимонопольный орган.
Коллегия судей полагает, что при таких обстоятельствах необоснованным является вывод судов о злоупотреблении предприятием доминирующим положением путем навязывания обществу "Нова-строй" условий договора о плате за подключении к водопроводно-канализационным сетям.
При таких обстоятельствах доводы судов о неистечении срока действия ТУ, о выдаче ТУ до утверждения инвестиционной программы и о невключении в ТУ мероприятий по переустройству (перекладке) сетей водопровода и канализации в данном случае правового значения не имеют.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающее единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А60-26760/2011 Арбитражного суда Свердловской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Свердловской области от 28.09.2011, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.12.2011, постановления Федерального арбитражного суда Уральского округа от 12.03.2012 по данному делу.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 19.10.2012.
Председательствующий судья |
О.Ю. Гвоздилина |
Судьи |
В.Г. Кирюшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2012 г. N ВАС-8046/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А60-26760/2011
Истец: Екатеринбургское муниципальное унитарное предприятие водопроводно-канализационного хозяйства (МУП "Водоканал")
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Свердловской области
Третье лицо: Администрация города Екатеринбурга, ЗАО "Нова-строй"
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 8046/12
21.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8046/12
25.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8046/12
13.06.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-8046/12
12.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Уральского округа N Ф09-169/2012
14.12.2011 Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда N 17АП-12109/11
28.09.2011 Решение Арбитражного суда Свердловской области N А60-26760/11