Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Зориной М.Г., судей Зарубиной Е.Н., Поповченко А.А.. рассмотрела в судебном заседании заявление негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (414057, г. Астрахань, ул. Н. Островского, 127/Джона Рида, д. 18) от 10.07.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011 по делу N А06-1871/2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 по тому же делу по заявлению негосударственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" к Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани (414024, г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, 53/9; в настоящее время - Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области; г. Астрахань, ул. Набережная Приволжского Затона, 35/1) о признании недействительным решения.
СУД УСТАНОВИЛ:
негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (далее - учреждение) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани (далее - инспекция) от 27.12.2010 N 08-24614/10548148, которым предусмотрено доначисление 217 613 рублей налога на добавленную стоимость, начисление соответствующих сумм пеней и взыскание 43 522 рублей штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Налоговый кодекс).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011 заявленное требование удовлетворено частично. Решение инспекции признано недействительным в части взыскания 41 522 рублей 60 копеек штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса. Размер штрафа уменьшен до 2000 рублей, поскольку суд пришел к выводу о наличии смягчающих ответственность обстоятельств, которые не были приняты во внимание инспекцией. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
В ходе производства по делу судом в порядке статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена Инспекции Федеральной налоговой службы по Советскому району города Астрахани на ее правопреемника - Межрайонную инспекцию Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В суде кассационной инстанции дело не рассматривалось.
В заявлении о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012 учреждение просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в заявлении, и изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из судебных актов, учреждением осуществлялись операции, облагаемые налогом на добавленную стоимость (оказание услуг по предоставлению нежилых помещений в аренду), и операции, не подлежащие налогообложению на основании подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса (услуги в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса).
По результатам камеральной налоговой проверки уточненной налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за третий квартал 2010 года инспекция сочла, что учреждение неправомерно воспользовалось правом на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате названного налога, предусмотренным пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса. В обоснование вывода инспекция указала, что сумма выручки, полученная учреждением от реализации товаров (работ, услуг) без учета налога за три предшествующих последовательных календарных месяца, превысила в совокупности два миллиона рублей. По мнению инспекции, в размер выручки, позволяющий воспользоваться правом на освобождение от исполнения обязанностей по исчислению и уплате налога на добавленную стоимость, должна включаться также и выручка, полученная от осуществления операций, не подлежащих налогообложению на основании статьи 149 Налогового кодекса.
Учреждение, не согласившись с решением инспекции, направило апелляционную жалобу в Управление Федеральной налоговой службы по Астраханской области, которое решением от 05.03.2011 N 102-Н апелляционную жалобу оставило без удовлетворения, а решение инспекции - без изменения.
Затем учреждение обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения инспекции.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая учреждению в удовлетворении заявленного требования, исходили из следующего.
В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога не превысила в совокупности два миллиона рублей.
В силу подпункта 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса не подлежит налогообложению этим налогом реализация услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного или воспитательного процесса, за исключением консультационных услуг, а также услуг по сдаче в аренду помещений.
Пунктом 2 статьи 153 Налогового кодекса предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате таких товаров (работ, услуг), имущественных прав, полученных им в денежной и (или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами. Изъятия из этого правила Налоговый кодекс не содержит и потому названная норма обязательна для всех налогоплательщиков, в том числе и для тех, которым статья 145 Налогового кодекса предоставляет возможность не исполнять обязанность налогоплательщика по налогу на добавленную стоимость.
Анализируя вышеуказанные нормы в совокупности с положениями статей 39 и 146 Налогового кодекса, суды сделали вывод, что при определении размера выручки, от которого зависит право на применение освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость на основании статьи 145 Налогового кодекса, учету подлежат все денежные поступления от совершаемых операций, как облагаемых налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащих налогообложению.
Такой же правовой позиции придерживается и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа. Так, в постановлении от 30.11.2010 при рассмотрении дела N А66- 3032/2010 Арбитражного суда Тверской области суд указал, то при определении размера выручки, от которого зависит возможность получения права на освобождения от обязанностей налогоплательщика налога на добавленную стоимость по статье 145 Налогового кодекса, необходимо учитывать все доходы налогоплательщика - как облагаемые налогом на добавленную стоимость, так и не подлежащие налогообложению на основании статьи 149 Налогового кодекса.
Вместе с тем Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 20.03.2012 по делу N А45-11287/2011 Арбитражного суда Новосибирской области и Федеральный Арбитражный суд Поволжского округа в постановлении от 13.10.2011 по делу N А12-398/2011 Арбитражного суда Волгоградской при рассмотрении дел со схожими фактическими обстоятельствами пришли к противоположным выводам. Ссылаясь на пункт 1 статьи 154, пункт 2 статьи 162, пункты 1 и 4 статьи 166 и статью 173 Налогового кодекса суды сделали вывод, что выручка от операций, предусмотренных статьей 149, Налогового кодекса, не должна учитываться при определении размера выручки, дающего право на применение статьи 145 Налогового кодекса. По их мнению, для получения права на применение освобождения от обязанностей налогоплательщика следует учитывать только выручку от тех операций, которые подлежат включению в налоговую базу, то есть являются основой для исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость.
В связи с отсутствием единообразия в толковании и применении арбитражными судами положения пункта 1 статьи 145 Налогового кодекса дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 300, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А06-1871/2011 Арбитражного суда Астраханской области для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Астраханской области от 19.12.2011, постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 6 по Астраханской области представить отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора, обеспечив его поступление в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации до 29.10.2012.
Председательствующий судья |
М.Г. Зорина |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 сентября 2012 г. N ВАС-10252/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А06-1871/2011
Истец: Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно - государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и флоту России" (НОУ Астраханская АШ ДОСААФ России), Негосударственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования Астраханская автомобильная школа Общероссийской общественно-государственной организации "Добровольное общество содействия армии, авиации и Флоту России"
Ответчик: ИФНС России по Советскому району г. Астрахани, МИФНС России N6 по Астраханской области
Третье лицо: МИФНС России N6 6 по Астраханской области
Хронология рассмотрения дела:
27.11.2012 Постановление Президиума ВАС РФ N 10252/12
21.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10252/12
10.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10252/12
26.07.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10252/12
12.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1388/12
19.12.2011 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-1871/11