Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Кирюшиной В.Г., судей Гвоздилиной О.Ю., Чистякова А.И., рассмотрев в судебном заседании заявление Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва от 10.10.2012 N 4-2468 о пересмотре в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2012 по делу N А69-2491/2011 Арбитражного суда Республики Тыва,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Тувапечать" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Тыва с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Тыва (далее - антимонопольный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 01.11.2011 N А153-19.5/11 о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 300 000 рублей.
Решением Арбитражного суда Республики Тыва от 27.01.2012 заявленное требование удовлетворено, постановление антимонопольного органа от 01.11.2011 N А153-19.5/11 в части наложения штрафа отменено, арбитражный суд первой инстанции ограничился устным замечанием.
Постановлением Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа постановлением от 24.07.2012 решение арбитражного суда первой инстанции и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции отменил, заявленное требование удовлетворил, постановление антимонопольного органа от 01.11.2011 N А153-19.5/11 признал незаконным и отменил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре в порядке надзора постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций антимонопольный орган просит указанные судебные акты отменить, ссылаясь на неправильное применение и нарушение судами апелляционной и кассационной инстанций норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра судебных актов в порядке надзора при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно статье 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, являются: нарушение оспариваемым судебным актом единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права; нарушение прав и свобод человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации; нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц или иных публичных интересов.
Судами установлено, что по результатам рассмотрения заявления общества с ограниченной ответственностью "Время" (далее - ООО "Время") на действия общества, выразившиеся в отказе заключить договор поставки газеты "Риск Информ" на 2011 год, антимонопольным органом в отношении общества возбуждено дело N 04-06-08/31-10-11.
Решением антимонопольного органа от 02.09.2011 по делу N 04-06-08/31-10-11 общество признано нарушившим пункт 5 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" в части экономически и технологически не обоснованного отказа от заключения договора поставки газеты "Риск Информ" ООО "Время" на 2011 год.
Антимонопольным органом выдано предписание от 02.09.2011 N 04-06-08/31-10-11 (с учетом определения об исправлении опечатки от 06.09.2011) о прекращении нарушения обществом антимонопольного законодательства путем заключения с ООО "Время" договора поставки печатной продукции на 2011 год в срок до 19.09.2011. Обществу требовалось сообщить антимонопольному органу об исполнении предписания в письменной форме с приложением подтверждающих документов в срок до 23.09.2011.
До 23.09.2011 информация об исполнении обществом предписания в антимонопольный орган не представлена.
Антимонопольный орган составил в отношении общества протокол от 14.10.2011 N А153-19.5/11 и постановлением от 01.11.2011 N А153-19.5/11 привлек общество к административной ответственности на основании части 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере 300 000 рублей.
Суд первой инстанции сделал вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. По мнению суда первой инстанции, поскольку ни на момент истечения срока исполнения предписания, ни на момент принятия оспариваемого постановления о привлечении к административной ответственности общество не обращалось с заявлением в арбитражный суд об оспаривании решения и предписания антимонопольного органа и при этом не устранило нарушение антимонопольного законодательства в установленный срок, у антимонопольного органа имелись правовые основания для привлечения общества к административной ответственности.
Вместе с тем, применив статью 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд первой инстанции сделал вывод о малозначительности административного правонарушения, в связи с чем удовлетворил заявленное требование в части наложения административного штрафа и ограничился устным замечанием.
Суд апелляционной инстанции установил наличие обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, указав, что вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-2360/2011 решение антимонопольного органа от 02.09.2011 признано недействительным. Следовательно, предписание от 02.09.2011 является незаконным и не подлежит исполнению.
Таким образом, суд апелляционной инстанции сделал вывод о недоказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2.2 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. При этом суд апелляционной инстанции указал, что поскольку неправильная мотивировочная часть решения суда первой инстанции не повлекла принятия неправильного решения, основания для отмены указанного судебного акта отсутствуют, в связи с чем суд апелляционной инстанции оставил решение суда первой инстанции без изменения.
Отменяя решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции и удовлетворяя заявленное требование, суд кассационной инстанции отметил, что поскольку судом апелляционной инстанции установлены обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оспариваемое постановление антимонопольного органа подлежит признанию незаконным и отмене.
Изучение принятых по делу судебных актов показало, что суд кассационной инстанции исходил из конкретных обстоятельств дела и доводов лиц, участвующих в деле. При рассмотрении заявления общества суд кассационной инстанции руководствовался действующим законодательством, в том числе нормами Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" и Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Нарушений требований процессуального законодательства, влекущих безусловную отмену судебных актов, не усматривается.
Рассмотрев заявление антимонопольного органа, коллегия судей полагает, что содержащиеся в нем доводы не свидетельствуют о наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемых судебных актов в порядке надзора.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 184, частью 8 статьи 299, статьей 301 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А69-2491/2011 Арбитражного суда Республики Тыва в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Третьего арбитражного апелляционного суда от 06.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа от 24.07.2012 отказать.
Председательствующий судья |
В.Г. Кирюшина |
Судьи |
О.Ю. Гвоздилина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 ноября 2012 г. N ВАС-14806/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А69-2491/2011
Истец: ООО "Тувапечать"
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по РТ, УФАС по Республике Тыва
Хронология рассмотрения дела:
19.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14806/12
29.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14806/12
24.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа N Ф02-2842/12
06.04.2012 Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда N 03АП-772/12