Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 октября 2012 г. N ВАС-5510/12
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения оглашена 10 октября 2012 года.
Полный текст решения изготовлен 16 октября 2012 года.
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Попова В.В., судей Козырь О.М., Гросула Ю.В., при ведении протокола судебного заседания с использованием средств аудиозаписи помощником судьи Ковалем А.В.,
рассмотрел в судебном заседании дело по заявлению закрытого акционерного общества "Льговский Завод Промышленной Арматуры" (г. Льгов Курской области, далее - Льговский завод) о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.03.2004 N 301-р в части утверждения перечня N 38:290 земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах муниципального образования г. Льгов с кадастровым номером 46:32:010103:1436, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как не соответствующее Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Третьи лица, не заявляющие самостоятельные требования относительно предмета спора: администрация муниципального образования "Город Льгов" (г. Льгов Курской области, далее - администрация города), Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Курской области (г. Курск, далее - территориальное управление), Федеральное агентство по управлению государственным имущество (г. Москва, далее - Росимущество), Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Курской области (г. Курск, далее - управление Росреестра), федеральной государственное учреждение "Земельная кадастровая палата" по Курской области (г. Курск, далее - кадастровая палата).
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя, - не явка, извещен
от Правительства Российской Федерации, - Лозко В.И.
от администрации города, - не явка, извещен
от территориального управления, - не явка, извещен
от Росимущества, - Лозко В.И.
от управления Росреестра, - Васильева М.И.
от кадастровой палаты, - не явка, извещен
Суд установил:
Льговский завод обратился в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействительным распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.03.2004 N 301-р (далее - распоряжение) в части утверждения перечня N 38:290 земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах муниципального образования г. Льгов с кадастровым номером 46:32:010103:1436, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, как не соответствующее Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" (далее - Правила).
По мнению заявителя, распоряжение Правительства Российской Федерации в оспариваемой части противоречит Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и Постановлению Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140. В рассматриваемом случае перечень земельных участков N 38:290 для согласования органу местного самоуправления не направлялся, сведений об отнесении земельного участка с имуществом завода до предъявления территориальным управлением иска о прекращении зарегистрированного права собственности не имелось.
В связи с этим, Льговский завод полагает, что распоряжение Правительства Российской Федерации в оспариваемой части может повлечь нарушение его прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности по причине необходимости повторного выкупа одного и того же земельного участка, на котором расположен производственный комплекс Льговского завода.
В отзыве на заявление Правительство Российской Федерации и Росимущество не признали заявленные требования, полагают, что при издании оспариваемого распоряжения установленная процедура согласования перечней земельных участков была соблюдена. Министерством имущественных отношений Российской Федерации в администрацию Курской области и администрацию города направлялись письма о согласовании перечней земельных участков, в том числе N 38:290, которые были согласованы в установленном законом порядке. Правительство Российской Федерации и Росимущество также полагают, что заявителем пропущен процессуальный срок, установленный пунктом 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для обжалования оспариваемого распоряжения.
В судебном заседании представитель Правительства Российской Федерации и Росимущества возражал против удовлетворения заявления по мотивам, изложенным в отзыве.
В отзыве на заявление третье лицо - управление Росреестра пояснило, что согласно статье 131 Гражданского кодекса Российской Федерации, статье 9 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" оно осуществляет государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, их ограничение, возникновение, переход и прекращение. В свою очередь, органом кадастрового учета в сфере государственного кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости на территории Курской области является филиал федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Росреестра" по Курской области.
В судебном заседании представитель управления Росреестра оставил вопрос об обоснованности заявления на усмотрение суда.
В отзыве на заявление третье лицо - территориальное управление не признало заявленные требования, полагает, что при издании оспариваемого распоряжения установленная процедура согласования перечней земельных участков была соблюдена.
Третье лицо - кадастровая палата подало письменное ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие его представителя.
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, издаются в форме распоряжений Правительства Российской Федерации. Акты Правительства Российской Федерации могут быть обжалованы в суд.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.03.2004 N 301-р утверждены Перечни земельных участков, расположенных на территориях Республики Бурятия, Республика Мордовия, Удмуртской Республики, Амурской, Курской, Липецкой и Ростовской областей, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, в том числе перечень N 38:290 земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах г. Льгова с кадастровым номером 46:32:010103:1436.
Таким образом, оспариваемое распоряжение является ненормативным правовым актом.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 АПК РФ при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с пунктом 4 статьи 198 АПК РФ заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 23 Федерального конституционного закона от 17.12.1997 N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" распоряжения Правительства Российской Федерации вступают в силу со дня их подписания.
Согласно абзацу 2 пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" официальным опубликованием актов Правительства Российской Федерации считается публикация их текстов в "Российской газете" или в Собрании законодательства Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 6 Указа Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 акты Правительства Российской Федерации, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.
Оспариваемое распоряжение опубликовано в установленном законом порядке в "Собрании законодательства Российской Федерации" 15.03.2004 за N 11, ст. 988.
После издания распоряжения Льговский завод заключил договор купли-продажи земельного участка, оформлял межевое дело, осуществлял регистрацию права собственности, что косвенно подтверждает довод заявителя о том, что о принятии распоряжения он узнал только из иска территориального управления от 13.02.2012. Доказательств, опровергающих указанные доводы заявителя, в материалах дела не имеется.
С настоящим заявлением Льговский завод обратился 09.04.2012 (согласно почтовому штемпелю на конверте), т.е. в пределах установленного законом срока.
В соответствии со статьей 6 Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" (действовавшего на момент принятия оспариваемого распоряжения) разграничение государственной собственности на землю осуществлялось в следующем порядке:
специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти по имущественным отношениям совместно с другими федеральными органами исполнительной власти в соответствии с основаниями, указанными в статьях 3, 4, 5 настоящего Федерального закона, подготавливает перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности. Подготовка указанных перечней и их согласование с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления проводятся в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
подготовленные и согласованные с органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, утверждаются Правительством Российской Федерации;
сведения о земельных участках, включенных в перечни земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности, вносятся в документы государственного земельного кадастра в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" (далее - Правила) утверждена процедура согласования перечней земельных участков.
В соответствии с пунктом 12 данных Правил Министерство имущественных отношений Российской Федерации (далее - министерство) в течение 3 месяцев со дня получения сведений о земельных участках подготавливает перечни земельных участков.
Согласно пункту 13 Правил подготовленные перечни земельных участков и документы, указанные в пункте 5 Правил, направляются министерством в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления для согласования.
Распоряжением от 02.03.2004 N 301-р утверждены перечни земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах муниципального образования г. Льгов, на которые у Российской Федерации возникает право собственности.
Заявитель полагает, что при принятии указанного распоряжения в оспариваемой части не были соблюдены положения Правил, поскольку перечень земельных участков N 38:290 для согласования органу местного самоуправления не направлялся, сведений об отнесении земельного участка до подачи территориальным управлением иска о прекращении зарегистрированного права собственности, не имелось.
В тоже время Льговский завод на основании договора купли-продажи от 04.07.2008 N 327, заключенного с муниципальным образованием "Город Льгов", приобрел в собственность земельный участок N 46:32:010103:1436, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 05.09.2008 46АД 088671.
Вместе с тем, из материалов дела следует, что министерством во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2001 N 140 в администрацию Курской области и администрацию города были направлены письма от 03.09.2003 N 09-13976 и от 03.09.2003 N 09-13984 о согласовании перечней земельных участков, в том числе перечня N 38:290 (земельный участок площадью 11,8400 га с кадастровым номером 46:32:010103:1436, расположенный по адресу: г. Льгов, ул. Литейная, 28).
Письмом от 09.10.2003 N 02-15/4238 администрация Курской области согласовала направленные министерством перечни земельных участков, в том числе, перечень N 38:290.
Письмом от 09.10.2003 N 1924 администрация города также согласовала направленные министерством перечни земельных участков, в том числе, перечень N 38:290.
Следовательно, процедура согласования земельных участков при издании распоряжения Правительства Российской Феде6рации от 02.03.2004 N 301-р была исполнена в соответствии с Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлением Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
С учетом изложенных обстоятельств, суд не усматривает несоответствие оспариваемого распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.03.2004 N 301-р в части утверждения перечня N 38:290 земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах муниципального образования г. Льгов с кадастровым номером 46:32:010103:1436, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, положениям Федерального закона от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановления Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140.
Таким образом, оспариваемый ненормативный правовой акт в указанной части не противоречит нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации решил:
в удовлетворении требований закрытого акционерного общества "Льговский Завод Промышленной Арматуры" о признании распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.03.2004 N 301-р в части утверждения перечня N 38:290 земельных участков, расположенных на территории Курской области в границах муниципального образования г. Льгов с кадастровым номером 46:32:010103:1436, на которые у Российской Федерации возникает право собственности, не соответствующим Федеральному закону от 17.07.2001 N 101-ФЗ "О разграничении государственной собственности на землю" и постановлению Правительства Российской Федерации от 04.03.2002 N 140 "Об утверждении Правил подготовки и согласования перечней земельных участков, на которые у Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований возникает право собственности" отказать.
Решение вступает в законную силу немедленно после его принятия.
Порядок подачи заявления о пересмотре в порядке надзора настоящего решения предусмотрен главой 36 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
О.М. Козырь |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.