Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Ю.В. Гросула и Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление администрации города Коврова Владимирской области (далее - Администрация) (г. Ковров, Владимирская область) о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Владимирской области от 31.01.2012 по делу N А11-5294/2011, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2012 по тому же делу по заявлению индивидуального предпринимателя Бондаренко Леонида Петровича (далее - Предприниматель, ИП Бондаренко Л.П.)
о признании незаконным бездействия администрации города Коврова Владимирской области, выразившегося в ненаправлении Предпринимателю - собственнику нежилого помещения I, расположенного в доме N 16 по улице Правды в городе Коврове Владимирской области, требования о сносе или реконструкции указанного имущества в разумный срок за счет собственных средств;
об обязании Администрации направить ИП Бондаренко Л.П. требование о сносе или реконструкции указанного имущества за счет собственных средств с установлением срока не менее шести месяцев для подачи заявления на получение разрешения на строительство, снос или реконструкцию.
Суд установил:
решением суда первой инстанции от 31.01.2012, оставленным без изменения постановлением суда апелляционной инстанции от 03.05.2012 и постановлением суда кассационной инстанции от 03.08.2012, заявленные требования удовлетворены.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемых судебных актов в порядке надзора Администрация указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), статьи 32 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ), несоответствие выводов судебных инстанций фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Согласно части 4 статьи 299 АПК РФ дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра оспариваемого судебного акта в порядке надзора при наличии оснований, установленных статьей 304 АПК РФ.
Как установлено судами, Предприниматель является собственником нежилого помещения I, назначение: торговое, площадью 143,6 кв. м, расположенного по адресу: Владимирская область, г. Ковров, улица Правды, дом N 16.
Межведомственная комиссия, назначенная постановлением администрации от 18.12.2008 N 2475, приняла заключение от 30.12.2009 N14 о признании многоквартирного дома N 16 по ул. Правды аварийным и подлежащим сносу (заключение сделано в связи с невозможностью сноса дома N 18 по улице Правды без сноса дома N 16, поскольку оба здания по заключению о техническом состоянии жилого дома N 18, которое проведено обществом с ограниченной ответственностью "Стройформа", имеют общую стену и подведены под одну крышу).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции" и на основании заключения межведомственной комиссии о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от 30.12.2009 администрация приняла постановление от 31.12.2009 N 2524 "О признании жилого дома аварийным и подлежащим сносу".
Пунктами 1 и 2 указанного постановления администрации от 31.12.2009 N 2524 многоквартирный жилой дом N 16 по ул. Правды признан аварийным и подлежащим сносу, как построенный до 1917 года, имеющий общую стену и подведенный под одну крышу с домом N 18 по ул. Правды, который признан аварийным и подлежащим сносу в связи с физическим износом в процессе эксплуатации постановлением главы администрации от 29.12.2008 N 2582, а также определен срок переселения граждан из дома, признанного аварийным, в 2009 - 2010 годы.
Письмом от 16.02.2010 N 07-36/371 администрация направила Предпринимателю копию заключения межведомственной комиссии.
Посчитав бездействие администрации по ненаправлению ему как собственнику помещения требования о сносе или реконструкции имущества в разумный срок за счет собственных средств не соответствующим действующему законодательству и нарушающим его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, Предприниматель обратился в суд с заявлением.
Удовлетворяя заявленные требования, суды руководствовались следующим.
По смыслу статьи 239 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) принудительное изъятие у собственника имущества в силу подпункта 3 пункта 2 статьи 235 ГК РФ не допускается, кроме случаев, когда по основаниям, предусмотренным законом, производится отчуждение недвижимого имущества в связи с изъятием участка.
Суды разъяснили, что в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции к собственникам помещений в этом доме органом, принявшим такое решение, предъявляется требование о его сносе или реконструкции, для чего предоставляется разумный срок. Если собственники помещений не осуществили в установленный срок снос аварийного дома, то земельный участок, на котором он расположен, подлежит изъятию для муниципальных нужд. При этом изъятие осуществляется в общем порядке, предусмотренном статьей 32 ЖК РФ.
Поскольку правовые последствия признания жилого многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции для собственников нежилых помещений в многоквартирном жилом доме действующим законодательством прямо не урегулированы, суды пришли к выводу о возможности применения к спорным правоотношениям аналогии закона и, соответственно, части 10 статьи 32 ЖК РФ.
Установив, что в нарушение статьи 32 ЖК РФ Администрация не направила Предпринимателю как собственнику помещения требование о сносе или реконструкции дома в разумный срок за счет собственных средств, суды посчитали, что бездействие органа местного самоуправления противоречит действующему законодательству.
Ссылка заявителя на пропуск предпринимателем срока для обращения с заявленными требованиями, предусмотренного частью 4 статьи 198 АПК РФ, рассмотрена судами и ей была дана надлежащая правовая оценка.
Судом установлено, что доводы, приведенные в заявлении о пересмотре дела в порядке надзора, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств, и в силу статьи 304 АПК РФ не являются основаниями для изменения или отмены в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 АПК РФ, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А11-5294/2011 Арбитражного суда Владимирской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 31.01.2012, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 03.05.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 03.08.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Ю.В. Гросул |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 19 октября 2012 г. N ВАС-13225/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А11-5294/2011
Истец: ИП Бондаренко Леонид Петрович
Ответчик: Администрация г. Коврова Владимирской области, Администрация города Коврова Владимирской области
Хронология рассмотрения дела:
19.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13225/12
27.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13225/12
03.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-3070/12
03.05.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1023/12