Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Е.Ю. Валявиной, судей А.И. Бабкина, С.В. Сарбаша рассмотрела в судебном заседании заявление Министерства финансов Российской Федерации от 01.10.2012 N 01-19/01-11/9047 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 по делу N А07-23382/2011 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по тому же делу
по иску государственного унитарного предприятия "Башавтотранс" (далее - предприятие) к Управлению Федерального казначейства по Республике Башкортостан (далее - Управление) о признании незаконным бездействия Управления по неисполнению требований предприятия о возмещении убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, за 2008-2010 г. в сумме 228 716 439,5 рублей и взыскании с Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации убытков в сумме 228 716 439,5 рублей.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство финансов Российской Федерации (г. Москва; далее - министерство).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 требования предприятия удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице Минфина России за счет казны Российской Федерации в пользу предприятия взысканы убытки в размере 228 716 439,5 рублей и расходы по уплате государственной пошлины в размере 200 000 рублей. Действия Управления, выразившихся в отказе в возмещении убытков от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки отнесено к ведению Российской Федерации, признаны законными и соответствующими законодательству. Во взыскании с Управления убытков в размере 228 716 439,5 рублей оказано.
Постановлением Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении требования предприятия о признании незаконным бездействия Управления по возмещению убытков отменено. В удовлетворении этих требований отказано. В остальной части решение Арбитражного суда Республики Башкортостан оставлено без изменений.
В заявлении о пересмотре судебных актов по делу в порядке надзора министерство просит их отменить, ссылаясь на несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, а также на неправильное применение судами норм материального и процессуального права и нарушение принятыми по делу судебными актами единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Оценив доводы заявителя и содержание оспариваемых судебных актов, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации не находит оснований, предусмотренных статьей 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из содержания оспариваемых судебных актов следует, что в 2008, 2009, 2010 годах предприятие при осуществлении пассажирских городских и пригородных перевозок общественным транспортом предоставило льготы по проезду в общественном транспорте категориям граждан, финансирование мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации. Общая сумма выпадающих доходов заявителя по федеральным льготникам, рассчитанная по утвержденной методике, составила 228 716 439,5 рублей.
Письмом от 16.11.2011 N 4/5005 предприятие обратилось в Управление с просьбой возместить убытки от перевозки граждан в сумме 228 716 439, 5 рублей.
Полагая, что бездействие Управления не соответствует действующему законодательству и нарушает права и законные интересы предприятия, а также имеются основания для возмещения убытков с Министерства финансов Российской Федерации, предприятие обратилось в суд с настоящим заявлением.
Судами всесторонне и полно исследованы фактические обстоятельства дела и дана правовая оценка доводам, приведенным в надзорной жалобе министерства.
Удовлетворяя требования предприятия о взыскании с Минфина России за счет казны Российской Федерации суммы убытков предприятия от перевозки граждан, оказание мер социальной поддержки которых отнесено к ведению Российской Федерации, суды исходили из следующего.
Федеральным законом от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон N 122-ФЗ) с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан.
Вместе с тем Закон N 122-ФЗ предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающее сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.
Пунктом 2 статьи 153 Закона N 122-ФЗ установлено, что при изменении после 31.12.2004 порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, совокупный объем финансирования соответствующих льгот и выплат не может быть уменьшен, а условия предоставления ухудшены.
Согласно статьям 44 и 63 Закона N 122-ФЗ меры социальной защиты инвалидов и социальной поддержки ветеранов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Закона N 122-ФЗ, в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям граждан в вопросах транспортного обслуживания, распоряжением Правительства Республики Башкортостан N 51-р от 28.01.2005 утвержден Порядок приобретения единых социальных проездных билетов отдельными категориями граждан, имеющими право на меры социальной поддержки, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджета Республики Башкортостан, и пенсионерами (далее - Порядок, утв. 28.01.2005 N 51-р).
Из пункта 2 распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 545-р от 06.06.2006 следует, что возмещение транспортным организациям расходов, связанных с обеспечением равной доступности услуг общественного транспорта для отдельных категорий граждан, в отношении которых оказание мер социальной поддержки относится к ведению Российской Федерации, производится за счет фактически поступивших из федерального бюджета средств, с учетом выручки от реализации ЕСПБ.
Пунктом 1 распоряжения Правительства Республики Башкортостан N 545-р от 06.06.2006 утвержден Порядок распределения между транспортными организациями субвенций, поступивших из федерального бюджета, и выручки от реализации ЕСПБ (далее, Порядок, утв. 06.06.2006 N 545-р).
Суды первой и апелляционной инстанций, установив наличие в деле всех документов, предусмотренных Порядком, утв. 06.06.2006 N 545-р, а также приняв во внимание отсутствие возражений со стороны Комитета по транспорту Республики Башкортостан, в полномочия которого входили функции по проверке представленных транспортными организациями сведений (с учетом п. 12 Порядка, утв. 06.06.2006 N 545-р), установили наличие у предприятия выпадающего дохода в заявленной сумме.
Согласно пункту 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
Право бесплатного проезда на городском и пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
Предъявленные предприятием расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации являются реальным ущербом.
Таким образом, возмещение предоставленных льгот в соответствии с федеральными законами относится к расходным обязательствам Российской Федерации.
Указанный подход соответствует правовой позиции Президиума Российской Федерации, изложенной в постановлениях N 2992/09 от 23.06.2009, N 5481/11 от 25.07.2011, N 17097/10 от 31.01.2012.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А07-23382/2011 Арбитражного суда Республики Башкортостан в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Республики Башкортостан от 24.04.2012 и постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.06.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
Е.Ю. Валявина |
Судьи |
А.И. Бабкин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 ноября 2012 г. N ВАС-14510/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А07-23382/2011
Истец: ГУП "Башавтотранс"
Ответчик: Министерство финансов РФ, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ, Управление Федерального казначейства по Республике Башкортостан, Управление федерального казначейства РФ по РБ
Третье лицо: Государственный комитет РБ по транспорту и дорожному хозяйству, Государственный комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству, Министерство Финансов РБ, Министерство финнансов Республики Башкортостан
Хронология рассмотрения дела:
13.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14510/12
23.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-14510/12
29.06.2012 Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда N 18АП-5797/12
24.04.2012 Решение Арбитражного суда Республики Башкортостан N А07-23382/11