Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Березия А.Е., судей Чистякова А.И., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" от 26.07.2012 о пересмотре в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 по делу N А06-8823/2011 Арбитражного суда Астраханской области,
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (г. Астрахань, далее - общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и об отмене постановления Службы по тарифам Астраханской области (г. Астрахань, далее - административный орган) о привлечении к административной ответственности на основании части 2 статьи 14.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 07.02.2012 заявленное требование удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленного требования отказано.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора постановления суда апелляционной инстанции общество ссылается на нарушение единообразия в толковании и применении судом норм права, в частности статьи 14.6 КоАП РФ.
Изучив материалы дела и доводы общества, коллегия судей пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
По результатам проверки административным органом установлено, что общество выставляет счета на оплату электроэнергии конечному потребителю с нарушением порядка, определенного пунктом 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Основы ценообразования).
Действия общества, выразившиеся в нарушении порядка заполнения счетов на электроэнергию, а именно отсутствие раздельного указания стоимости отпущенной потребителю энергии (мощности), стоимости услуг по ее передаче и стоимости услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения энергией потребителей, квалифицированы административным органом как иное нарушение ценообразования, что послужило основанием для составления в отношении общества протокола об административном правонарушении от 07.11.2011 N 94.8 по части 2 статьи 14.6 КоАП РФ.
Постановлением от 25.11.2011 N 94.94 общество привлечено к административной ответственности на основании указанной нормы в виде наложения штрафа в размере 100 000 рублей.
Удовлетворяя заявленное требование, суд первой инстанции посчитал, что в действиях общества отсутствует событие вмененного ему административного правонарушения, поскольку допущенное им нарушение требований Основ ценообразования относительно порядка заполнения счетов на оплату электрической энергии не является нарушением в области ценообразования.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, и отказывая в удовлетворении заявленного требования, напротив, сделал вывод о том, что действия общества подпадают под признаки вмененного ему правонарушения как нарушение иного установленного порядка ценообразования.
Однако судом апелляционной инстанции не учтено следующее.
Частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ установлена ответственность за занижение регулируемых государством цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного) на продукцию, товары либо услуги, предельных цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), занижение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам, расценкам, ставкам и тому подобного), нарушение установленного порядка регулирования цен (тарифов, расценок, ставок и тому подобного), равно иное нарушение установленного порядка ценообразования.
Объектом данного правонарушения является нарушение установленного государством порядка ценообразования. Государственное регулирование в сфере ценообразования осуществляется в целях защиты прав граждан, соблюдения экономических интересов хозяйствующих субъектов, а также обеспечения нормального функционирования хозяйственной системы в целом и ее отдельных отраслей. Государственное регулирование цен осуществляется в сфере деятельности естественных монополий, а при необходимости - и в иных сферах экономики, имеющих важное социальное значение.
Действующим законодательством установлен порядок формирования цены, тарифа, надбавок, применяемых в расчетах в области электроэнергетики.
Согласно части 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую потребителям, представляют собой сумму слагаемых перечисленных в пункте 57 "Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (действовавших на момент совершения правонарушения).
Абзацем 10 этой же нормы определено, что должно указываться в счетах на оплату электрической и тепловой энергии (мощности) помимо суммарного платежа.
В качестве объективной стороны состава правонарушения обществу вменяется именно нарушение порядка заполнения счетов на электроэнергию, что не является нарушением в области порядка ценообразования, поскольку нарушений установленного порядка формирования цены, например, некорректное применение установленных цен, применение неустановленных цен, тарифов и тому подобное, в действиях общества не выявлено.
Таким образом, вывод суда первой инстанции об отсутствии события административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.6 КоАП РФ, является правильным.
При таких обстоятельствах у суда апелляционной инстанции не имелось правовых оснований для отмены решения суда, которым признанно незаконным и отменено постановление административного органа в связи с неправильной квалификацией правонарушения.
Кроме того, нельзя признать обоснованным вывод суда апелляционной инстанции о том, что вмененное обществу нарушение, является длящимся, поскольку данное правонарушение следует считать совершенным в день выставления счета на электроэнергию.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемое постановление суда апелляционной инстанции подлежит пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А06-8823/2011 Арбитражного суда Астраханской области для пересмотра в порядке надзора постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.04.2012.
2. Направить копии определения лицам, участвующим в деле, с приложением копии заявления о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
3. Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 24.12.2012 отзыв на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора.
Председательствующий судья |
А.Е. Березий |
Судьи |
А.И. Чистяков |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 12 ноября 2012 г. N ВАС-11037/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А06-8823/2011
Истец: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Ответчик: Служба по тарифам Астраханской области
Третье лицо: ОАО "Астраханская энергосбытовая компания"
Хронология рассмотрения дела:
29.01.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 11037/12
12.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
06.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
14.08.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11037/12
28.04.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-2514/12
07.02.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-8823/11