Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Тумаркина В.М., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Печорский речной порт" (ул. Русанова, д. 34/1, г. Печора, Республика Коми, 169600) от 02.08.2012 о пересмотре в порядке надзора решения суда первой инстанции от 20.12.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.07.2012 по делу N А29-8355/2011 Арбитражного суда Республики Коми по заявлению открытого акционерного общества "Печорский речной порт" к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 2 по Республике Коми (Печорский проспект, д. 90А, г. Печора, Республика Коми, 169600) о признании частично недействительным решения от 10.06.2011 N 10-52/51861 (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 12.08.2011 N 379-А).
Другие лица, участвующие в деле: Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ул. Первомайская, д. 53, г. Сыктывкар, Республика Коми, 167982).
СУД УСТАНОВИЛ:
Межрайонной инспекцией ФНС N 2 по Республике Коми (далее - инспекция) проведена выездная налоговая проверка открытого акционерного общества "Печорский речной порт" (далее - общество) за 2007 - 2009 годы, по результатам которой принято решение от 10.06.2011 N 10-52/5 о привлечении общества к ответственности за совершение налогового правонарушения (далее - решение инспекции), в частности, обществу доначислено 332 660 рублей транспортного налога за 2009 год по мотиву неправомерного использования льготы, установленной подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс), в отношении несамоходных (буксируемых) судов, поскольку в указанный период перевозка грузов не являлась для общества основным видом деятельности.
Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании недействительным решения инспекции (в редакции решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми от 12.08.2011 N 379-А) в части доначисления 332 660 рублей транспортного налога за 2009 год, начисления 53 520 рублей пеней и привлечения к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Кодекса, в виде 22 177 рублей штрафа.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 20.12.2011 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 11.07.2012 указанные судебные акты оставил без изменения.
Судами установлено, что выручка общества от грузовых перевозок за 2008 и 2009 годы составила 30 процентов и 37 процентов от его общей выручки, иная выручка получена от транспортной обработки грузов (погрузочно-разгрузочных работ) и реализации нерудных строительных материалов.
В обоснование отказа в удовлетворении заявленных требований суды сослались на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007, введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст, Методические указания по расчету основного вида экономической деятельности хозяйствующих субъектов на основе Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД) для формирования сводной официальной статистической информации, утвержденные приказом Федеральной службы государственной статистики от 01.10.2007 N 150, Правила отнесения видов экономической деятельности к классу профессионального риска, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2005 N 713, Порядок подтверждения основного вида экономической деятельности страхователя по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний - юридического лица, а также видов экономической деятельности подразделений страхователя, являющихся самостоятельными классификационными единицами, утвержденный приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2006 N 55.
На основе показателей финансово-хозяйственной деятельности общества и названных нормативных правовых актов, из содержания которых суды усмотрели, что основной вид экономической деятельности определяется, в частности, исходя из оборота товаров или оказанных услуг по соответствующему виду экономической деятельности в процентах от соответствующего показателя по организации в целом, судами сделан вывод о том, что перевозка грузов в 2009 году не являлась для общества основным видом деятельности, только при наличии которой оно вправе исключить из налогообложения находящиеся у него на праве собственности транспортные средства.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, обществом ставится вопрос о пересмотре в порядке надзора судебных актов как нарушающих единообразие в толковании и применении арбитражными судами положений статьи 358 Кодекса.
Рассмотрев доводы, изложенные в заявлении, изучив материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации установила различные подходы к применению подпункта 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 23.06.2006 по делу N А56-49975/2005 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области, постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 21.11.2006 по делу N А08-2091/06-7 Арбитражного суда Белгородской области), поэтому настоящее дело подлежит передаче в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 358 Кодекса не являются объектом обложения транспортным налогом пассажирские и грузовые морские, речные и воздушные суда, находящиеся в собственности (на праве хозяйственного ведения или оперативного управления) организаций и индивидуальных предпринимателей, основным видом деятельности которых является осуществление пассажирских и (или) грузовых перевозок.
По коду 61.20 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности ОК 029-2007 к деятельности внутреннего водного транспорта относятся, в частности, пассажирские и грузовые перевозки по рекам, каналам, озерам и прочим внутренним водным путям
В соответствии с постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 06.03.1993 N 207 "Об утверждении порядка организации поставки и перевозки продукции (товаров) для обеспечения народного хозяйства и населения районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей" Печорский речной порт относится к организациям, ответственным за полное и своевременное обеспечение поставок продукции (товаров) в районы Крайнего Севера и приравненные к ним местности.
В пункте 17.2 Методических рекомендаций по применению главы 28 "Транспортный налог" части второй Налогового кодекса Российской Федерации", утвержденных приказом Министерства по налогам и сборам от 09.04.2003 N БГ-3-21/177, даются разъяснения, касающиеся документов, представляемых налогоплательщиками налоговым органам в подтверждение прав на исключения из налогообложения объектов, поименованных в статье 358 Кодекса: учредительные документы (учредительный договор, устав, положение и другие документы), определяющие пассажирские и (или) грузовые перевозки в качестве основного вида деятельности, цели создания организации; наличие действующей лицензии на осуществление грузовых перевозок и (или) пассажирских перевозок; получение выручки от пассажирских и грузовых перевозок; систематическое выполнение пассажирских и (или) грузовых перевозок в течение навигации (для водных транспортных средств); наличие установленной законодательством отчетности (в том числе статистической) по выполненным перевозкам пассажиров и (или) грузов.
Обществом в подтверждение права на применение льготы представлены учредительные документы, определяющие грузовые перевозки в качестве основного вида экономической деятельности, в частности, цели создания организации усматриваются из пункта 3.4 Устава общества (т. 1, л.д. 29), лицензия от 14.05.2008 ВВТ-1 N 014445 на осуществление грузовых перевозок (т. 2.л.д. 17), выписка из ЕГРЮЛ, в которой основным видом деятельности заявлена деятельность внутреннего водного транспорта по коду 61.20, иные виды деятельности (транспортная обработка грузов, прочая вспомогательная деятельность водного транспорта, добыча камня для строительства) отнесены к дополнительным видам экономической деятельности (т. 1, л.д. 16) и иные документы, подтверждающие получение выручки от грузовых перевозок в течение навигации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А29-8355/2011 Арбитражного суда Республики Коми для пересмотра в порядке надзора решения суда первой инстанции от 20.12.2011, постановления Второго арбитражного апелляционного суда от 05.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 11.07.2012 по тому же делу.
Направить копии определения и прилагаемых к нему документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы на заявление о пересмотре в порядке надзора, в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в срок до 10 февраля 2013 г.
Председательствующий судья |
В.М. Тумаркин |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.