Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи В.В. Попова, судей Е.Е. Борисовой, Г.Д. Пауля рассмотрела в судебном заседании заявление открытого акционерного общества "Первомайские лесопромышленники" (г. Первомайск Нижегородской области) от 23.10.2012 N 376 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2012 по делу N А43-16896/2011, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.2012 по тому же делу, принятых по иску открытого акционерного общества "Первомайские лесопромышленники" (г. Первомайск Нижегородской области, далее - общество) к Департаменту лесного хозяйства Нижегородской области (г. Нижний Новгород, далее - департамент) о признании недействительным пункта 6 договора аренды лесного участка от 10.11.2008 N 113 и приложения N 4 к нему, устанавливающих размер арендной платы в части, превышающей 1 968 224 рубля 48 копеек в год, в том числе в федеральный бюджет - 1 789 294 рубля 99 копеек, в бюджет субъекта Российской Федерации - 178 929 рублей 49 копеек (с учетом уточнения предмета требований в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
СУД УСТАНОВИЛ:
решением Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2012 в иске отказано.
Постановлением Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 решение от 31.01.2012 оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа постановлением от 25.07.2012 судебные акты оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре судебных актов в порядке надзора, общество указывает на нарушение единообразия в толковании и применении судами норм права.
Судами установлено, что по результатам лесного конкурса от 16.08.2006 с обществом был заключен договор аренды от 28.08.2006 участка лесного фонда площадью 11 062 гектара, границы которого приведены в приложении N 1 к договору. Годовая арендная плата с учетом конкурсного предложения составила 1 725 596 рублей, в том числе 984 924 рублей в федеральный бюджет и 740 672 рублей в областной бюджет (пункты 4.1, 4.2 договора).
В дальнейшем департамент (арендодатель) по договору от 10.11.2008 N 113 предоставил обществу (арендатору) сроком до 21.09.2016 лесной участок площадью 11 049 гектаров, расположенный по адресу: Нижегородская область, Первомайское лесное лесничество, Кременковское участковое лесничество, кварталы 1 - 110.
Договор зарегистрирован в установленном законом порядке в ЕГРП.
Указанный лесной участок является частью участка, находящегося в федеральной собственности с кадастровым (условным) номером 52:56:00 000:0000:00001, схема расположения лесного участка и его характеристика приведены в приложениях N 1, 2 к договору.
Размер арендной платы составил 3 041 801 рубля, в том числе 1 789 294 рублей 99 копеек в федеральный бюджет и 1 252 506 рублей 49 копеек в областной бюджет (пункт 6 договора, приложение N 4 к договору).
Полагая, что пункт 6 договора и приложение N 4 к договору от 10.11.2008 N 113 противоречат требованиям действующего законодательства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим иском.
Общество ссылается на отсутствие у департамента полномочий по установлению арендной платы в бюджет субъекта Российской Федерации, а при перезаключении договора в 2008 году и определении платы за аренду лесного участка подлежал применению конкурсный коэффициент 1,1, а не коэффициент 1,7, установленный приказом Рослесхоза от 14.09.2005 N 255.
По расчету общества общий размер арендной платы по договору от 10.11.2008 N 113 должен составлять 1 968 224 рубля 48 копеек в год, в том числе 1 789 294 рубля 99 копеек в федеральный и 178 929 рублей 49 копеек в областной бюджет (1 789 294 рубля 99 копеек x 1,1).
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды руководствовались пунктом 4 статьи 421, статьей 422 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, посчитав, что договор аренды и дополнительное соглашение подписаны со стороны арендатора без протокола разногласий, а стороны согласовали применение приведенного размера арендной платы посредством свободного волеизъявления.
Ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2007 N 310 "О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности" (далее - постановление N 310).
Суды указали, что системное толкование приведенных правовых норм в их взаимосвязи позволяет сделать вывод о том, что регулируемым является только минимальный размер арендной платы за пользование участком лесного фонда.
Лесной кодекс Российской Федерации не содержит указаний относительно того, что цена договора аренды лесного участка должна быть равна минимальному размеру арендной платы, устанавливаемому в соответствии с требованиями статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации, поэтому превышение установленной сторонами арендной платы над минимальным размером, устанавливаемым в соответствии с постановлением N 310, не противоречит действующему законодательству и не является основанием для признания такого размера арендной платы за использование лесного участка недействительным.
Нарушений норм процессуального права, являющихся основанием для отмены обжалуемых судебных актов, не установлено.
Изучив содержащиеся в заявлении доводы и принятые по делу судебные акты и материалы дела, коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации сделала вывод об отсутствии оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, по которым дело может быть передано на рассмотрение в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А43-16896/2011 Арбитражного суда Нижегородской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда Нижегородской области от 31.01.2012 по делу N А43-16896/2011, постановления Первого арбитражного апелляционного суда от 30.03.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 25.07.2012 по тому же делу отказать.
Председательствующий судья |
В.В. Попов |
Судьи |
Е.Е. Борисова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 30 ноября 2012 г. N ВАС-15490/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А43-16896/2011
Истец: ОАО "Первомайские лесопромышленники", ОАО Первомайские лесопромышленники г. Первомайск
Ответчик: Департамент лесного хозяйства Нижегородской области, Департамент лесного хозяйства Нижегородской области г. Н.Новгород
Хронология рассмотрения дела:
30.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15490/12
08.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-15490/12
25.07.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа N Ф01-2975/12
30.03.2012 Постановление Первого арбитражного апелляционного суда N 01АП-1041/12