Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Балахничевой Р.Г., судей Воронцовой Л.Г., Ксенофонтовой Н.А. рассмотрела в судебном заседании заявление общества с ограниченной ответственностью "Силуэт" от 06.11.2012 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2012 по делу N А12-5260/2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по тому же делу
по иску заместителя прокурора Волгоградской области к администрации городского поселения г. Ленинск Волгоградской области (далее - администрация), обществу с ограниченной ответственностью "Силуэт", г. Ленинск (далее - общество) о признании недействительным (ничтожным) муниципального контракта от 24.08.2009 N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск, заключенного между администрацией и обществом.
УСТАОВИЛА:
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 17.04.2012 исковое требование удовлетворено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 решение суда первой инстанции от 17.04.2012 отменено, в удовлетворении искового требования отказано.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 постановление апелляционной инстанции от 28.06.2012 отменено, решение первой инстанции от 17.04.2012 оставлено в силе.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление суда кассационной инстанции, ссылаясь на неправильное применение норм материального права. По мнению заявителя, возлагая обязанность по осуществлению погребения умерших на специализированные службы по вопросам похоронного дела, закон не исключает возможности выполнения данной деятельности другими коммерческими организациями; присвоение обществу статуса специализированной организации не является препятствием для организации муниципальной специализированной службы.
Рассмотрев заявление и материалы надзорного производства, судебная коллегия не усматривает оснований для удовлетворения заявления, исходя из следующего.
Судом установлено, что 24.08.2009 между администрацией (заказчик) и обществом (исполнитель) был заключен муниципальный контракт N 92 на осуществление функций специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения г. Ленинск, по условиям которого исполнитель принял на себя функции специализированной службы по вопросам похоронного дела на территории городского поселения и обязался в полном объеме предоставлять ритуальные услуги в соответствии с гарантированным перечнем.
Срок полномочий специализированной службы по вопросам похоронного дела определен три года с момента заключения договора.
Считая, что спорный договор в нарушение Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении) заключен с обществом, а не со специализированной службой по вопросам похоронного дела, прокурор обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
В силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, не соответствующая требованиям закона или иных правовых актов, ничтожна, если закон не устанавливает, что такая сделка оспорима, или не предусматривает иных последствий нарушения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Закон о местном самоуправлении) в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
К вопросам местного значения поселения согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Закона о местном самоуправлении относятся организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения.
В соответствии со статьей 29 Закона о погребении органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с названным Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Удовлетворяя исковое требование, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Закона о местном самоуправлении не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
При этом суд указал на то, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия.
Установив несоответствие спорного контракта требованиям закона, суд признал его недействительным (ничтожным).
С этими выводами согласился суд кассационной инстанции.
Доводы заявителя подлежат отклонению по следующим основаниям.
Статьями 6, 9, 10, 12 Закона о погребении предусмотрено, что услуги по погребению умерших могут оказываться и иными организациями или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в этой сфере.
В данном случае судом установлено, что общество оказывает услуги не как иная организация, как это предусмотрено Законом о погребении, а как специализированная служба по вопросам похоронного дела на территории городского поселения, и эти функции переданы обществу по спорному контракту, что противоречит действующему законодательству.
Согласно части 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации только при наличии оснований, предусмотренных статьей 304 Кодекса.
Таких оснований судом не установлено.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
в передаче дела N А12-5260/2012 Арбитражного суда Волгоградской области в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора решения от 17.04.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 25.09.2012 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
Р.Г. Балахничева |
Судьи |
Л.Г. Воронцова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2012 г. N ВАС-16422/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А12-5260/2012
Истец: Прокуратура Волгоградской области
Ответчик: Администрация городского поселения г. Ленинск Волгоградской области, ООО "Силуэт"
Хронология рассмотрения дела:
18.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
27.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-16422/12
28.06.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-4927/12
17.04.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-5260/12