Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2012 г. N ВАС-17305/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего судьи Першутова А.Г., судей Зарубиной Е.Н., Зориной М.Г. рассмотрела в судебном заседании заявление Военного комиссариата Республики Карелия (ул. Антикайнена, д. 19, г. Петрозаводск, 185000) от 23.11.2012 N 18/3658 о пересмотре в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2012 по делу N А26-493/2012 Арбитражного суда Республики Карелия, принятых по иску открытого акционерного общества "Кондопога" (ул. Промышленная, д. 2, г. Кондопога, Республика Карелия, 186225) к Военному комиссариату Республики Карелия о признании незаконным его отказа в компенсации страховых взносов, содержащегося в письме от 24.10.2011 N 2/3425 и взыскании задолженности по компенсации страховых взносов в сумме 84 665 рублей 09 копеек.
Другие лица, участвующие в деле: Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации, Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.
СУД УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Кондопога" обратилось в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к Военному комиссариату Республики Карелия о признании незаконным отказа в компенсации страховых взносов, содержащегося в письме от 24.10.2011 N 2/3425 и взыскании задолженности по компенсации страховых взносов в сумме 84 665 руб. 09 коп.
Решением Арбитражного суда Республики Карелия от 30.03.2012 в иске отказано.
Постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа постановлением от 09.11.2012 названные судебные акты отменил, иск удовлетворил.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре оспариваемого судебного акта в порядке надзора комиссариат просит отменить его как принятый с нарушением норм права.
В соответствии с частью 4 статьи 299 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело может быть передано в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 304 названного Кодекса.
Судебная коллегия, рассмотрев доводы, содержащиеся в заявлении, проанализировав приложенные к нему документы, не находит оснований, предусмотренных частью 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Основанием для предъявления иска послужил отказ комиссариата от возмещения обществу уплаченных страховых взносов с сумм среднего заработка работников за период привлечения их к мероприятиям по обеспечению исполнения воинской обязанности.
В соответствии со статьей 170 Трудового кодекса Российской Федерации (далее - Трудовой кодекс) работодатель обязан освобождать работника от работы с сохранением за ним места работы (должности) на время исполнения им государственных или общественных обязанностей в случаях, если в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами эти обязанности должны исполняться в рабочее время.
Пунктом 2 статьи 6 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" (далее - Закон N 53-ФЗ) определено, что граждане на время прохождения военных сборов освобождаются от работы с сохранением за ними места постоянной работы и выплатой среднего заработка по месту постоянной работы.
Таким образом, в отношении работающих граждан, освобожденных от работы с сохранением за ними места работы (должности) на время исполнения им государственных обязанностей, в данном случае - прохождения военных сборов работодатель несет обязанность по выплате заработной платы, с соответствующими отчислениями исходя из фонда оплаты труда.
При этом согласно пункту 7 статьи 1 Закона N 53-ФЗ компенсация расходов, понесенных работодателем, является расходным обязательством Российской Федерации и осуществляется в порядке, определенном Правительством Российской Федерации.
Подпунктом 5 пункта 2 Правил компенсации расходов, понесенных организациями и гражданами Российской Федерации в связи с реализацией Закона N 53-ФЗ, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.12.2004 N 704, установлено, что компенсации подлежат расходы организаций, связанные с выплатой работающим гражданам среднего заработка с учетом соответствующих начислений на фонд оплаты труда по месту постоянной работы.
Компенсация данных расходов согласно пункту 2 указанных Правил осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Согласно части 1 статьи 7 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (в редакции, действовавшей в спорный период) (далее - Закон N 212-ФЗ), объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, в частности организаций, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров.
Перечень выплат и иных вознаграждений физическим лицам, не подлежащих обложению страховыми взносами, установлен статьей 9 Закона N 212-ФЗ. Средний заработок, сохраняемый на время нахождения работающего гражданина на военных сборах, в указанном перечне не поименован.
Исходя из совокупного толкования перечисленных правовых норм, суд кассационной инстанции сделал вывод о том, что в период военных сборов работающие граждане освобождаются от исполнения трудовых обязанностей, но трудовые отношения между ними и работодателем не прекращаются. Таким образом, средний заработок, выплачиваемый в период прохождения военных сборов, облагается страховыми взносами.
Доводы заявителя вывод суда кассационной инстанции не опровергают и не свидетельствуют о неправильном применении им норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
в передаче дела N А26-493/2012 Арбитражного суда Республики Карелия в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора постановления Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 09.11.2012 по указанному делу отказать.
Председательствующий судья |
А.Г. Першутов |
Судьи |
Е.Н. Зарубина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 декабря 2012 г. N ВАС-17305/12
"Об отказе в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А26-493/2012
Истец: ОАО "Кондопога"
Ответчик: Военный комиссариат Республики Карелия
Третье лицо: Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Министерство обороны Российской Федерации, Министерство финансов Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17305/12
13.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17305/12
09.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа N Ф07-6130/12
08.11.2012 Определение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-493/12
19.07.2012 Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда N 13АП-10353/12
30.03.2012 Решение Арбитражного суда Республики Карелия N А26-493/12