Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гвоздилиной О.Ю., судей Кирюшиной В.Г., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Федеральной службы по тарифам от 17.09.2012 N СН-7322/13 о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2012 по делу N А40-92104/11-72-587,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Системы жизнеобеспечения" (далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением к Федеральной службе по тарифам (далее - ФСТ России, тарифная служба) о признании недействительными приказа ФСТ России от 14.05.2011 N 188-э "О включении организации в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123, а также приказа ФСТ России от 04.05.2011 N 187-э "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" в части включения общества в приложение к указанному приказу под регистрационным номером 50.1.123.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 20.06.2012 решение суда первой инстанции и постановление суда апелляционной инстанции оставил без изменения.
В заявлении, поданном в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, о пересмотре решения суда первой инстанции, постановлений судов апелляционной и кассационной инстанций в порядке надзора ФСТ России просит их отменить, ссылаясь на нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, и отказать в удовлетворении требований общества.
Рассмотрев заявление ФСТ России, изучив материалы дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в связи со следующим.
Как следует из материалов дела и установлено судами, в ФСТ России поступило письмо Топливно-энергетического комитета Московской области (далее - комитет) от 09.08.2010 N 08-3/3900 с информацией об осуществлении хозяйствующими субъектами регулируемых видов деятельности, в том числе обществом. Из приложения к указанному письму следует, что распоряжением комитета от 25.12.2009 N 38-Р утверждено решение правления комитета, установившего с 01.01.2010 тарифы на передачу электрической энергии (в том числе обществу).
ФСТ России был направлен запрос, в ответ на который общество представило документы.
В соответствии с договором аренды от 20.11.1997 N 1/97 администрацией города Звенигорода обществу переданы во временное владение и пользование здания, сооружения и оборудование электрических и тепловых сетей. Согласно акту приема-передачи имущества в аренду от 20.11.1997, являющемуся приложением к договору аренды от 20.11.1997 N 1/97, общество приняло имущество балансовой стоимостью 50 991 647 520 рублей (перечень на 31-ом листе), в том числе объекты электросетевого хозяйства (воздушные линии, кабельные линии, силовые трансформаторы, подстанции и т.д.).
Руководствуясь Порядком рассмотрения документов, представляемых для принятия решения о введении, изменении или прекращении регулирования деятельности субъектов естественных монополий и перечня таких документов (далее - Порядок N 481-э), утвержденным приказом ФСТ России от 13.10.2010 N 481-э, в целях проведения работы по введению государственного регулирования деятельности и включению организаций в Реестр субъектов естественных монополий тарифная служба приняла решение об открытии дела о введении регулирования деятельности в отношении общества.
По результатам проведенного анализа деятельности общества ФСТ России пришла к выводу, что оно осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, подлежащую государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.
ФСТ России были приняты решения о введении государственного регулирования деятельности общества и о включении его в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отраженные в приказах ФСТ России от 04.05.2011 N 187-э и N 188-э соответственно.
Общество было извещено о принятых решениях уведомлением "О введении государственного регулирования деятельности субъекта естественной монополии" от 13.05.2011 N 4-2039 и уведомлением "О включении в реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль" от 13.05.2011 N 4-2038.
Полагая, что приказы тарифной службы являются незаконными, письмом от 31.05.2011 исх. N 271 общество обратилось в ФСТ России о пересмотре ее решения в части введения в отношении общества государственного регулирования деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии, а также в арбитражный суд.
ФСТ России в связи с названным письмом направила дополнительный запрос в Министерство экономики Московской области (далее - министерство), в ответ на который получила информацию о наличии у общества электросетевого хозяйства по договору аренды от 20.11.1997 N 1/97 и об установлении обществу тарифа на передачу электрической энергии с 01.05.2011 года.
Удовлетворяя заявленные требования, суды исходили из того, что общество владеет исключительно распределительными электрическими сетями, осуществляя деятельность по распределению электрической энергии, и не владеет передающими сетями, а также из того, что хозяйствующий субъект не может быть включен в Реестр при отсутствии состояния естественной монополии на рынке. Суды пришли к выводу об отсутствии у общества возможности осуществлять деятельность по передаче электрической энергии.
Суды сослались на ГОСТ 24291-90 (далее - ГОСТ 24291-90), утвержденный постановлением Госстандарта СССР от 27.12.1990 N 3403, и на Общероссийский классификатор видов экономической деятельности ОК 029-2007 (КДЕС Ред. 1.1) (далее - ОКВЭД), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 22.11.2007 N 329-ст, а также учли решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2010 по делу N А41-36533/09, указав, что этим судебным актом установлено отсутствие у общества возможности осуществлять деятельность по передаче электрической энергии.
В связи с указанным суды пришли к выводу о недоказанности ФСТ России соответствия деятельности заявителя требованиям пункта 1 статьи 4 Федерального закона от 17.08.1995 N 147-ФЗ "О естественных монополиях" (далее - Закон о естественных монополиях).
В подтверждение правомерности введения государственного регулирования деятельности в сфере услуг по передаче электрической энергии ФСТ России сослалась на письмо министерства от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363, согласно которому заявитель имеет на балансе основные средства, предназначенные для регулируемого вида деятельности. Такое обоснование тарифной службы было отклонено судом апелляционной инстанции со ссылкой на договор аренды муниципального имущества от 20.11.1997 и другие документы, представленные обществом, согласно которым основные средства не находятся на балансе, а принадлежат на праве аренды.
Между тем судами не учтено следующее.
В соответствии со статьей 10 Закона о естественных монополиях органы регулирования естественных монополий формируют и ведут реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственные регулирование и контроль, а также принимают решения по всем вопросам, касающимся введения, изменения или прекращения регулирования деятельности субъектов естественных монополий, а также применения предусмотренных настоящим Федеральным законом методов регулирования.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе по тарифам (далее - Положение N 332), утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 332, ФСТ России является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) в соответствии с законодательством Российской Федерации и контроль за их применением, за исключением регулирования цен и тарифов, относящегося к полномочиям других федеральных органов исполнительной власти, а также федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий, осуществляющим функции по определению (установлению) цен (тарифов) и осуществлению контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов) в сферах деятельности субъектов естественных монополий.
Подпунктом 5.3.2. Положения N 332 закреплено полномочие тарифной службы по формированию и ведению реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль с целью определения (установления) цен (тарифов) и осуществления контроля по вопросам, связанным с определением (установлением) и применением цен (тарифов).
Из пункта 40 Административного регламента исполнения Федеральной службой по тарифам государственной функции по формированию и ведению Реестра субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляются государственное регулирование и контроль (далее - Административный регламент), утвержденного приказом ФСТ России от 30.08.2010 N 417-э, следует, что ведение Реестра осуществляется путем внесения в единую информационную базу данных сведений о хозяйствующих субъектах и их деятельности, изменения этих сведений, исключения сведений о хозяйствующих субъектах из базы данных при прекращении осуществления ими видов деятельности в сферах, указанных в части 1 статьи 4 Закона о естественных монополиях.
В соответствии с названной нормой Закона о естественных монополиях услуги по передаче электрической энергии относятся к деятельности субъектов естественных монополий.
Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии (статья 3 Закона о естественных монополиях).
ФСТ России получила от комитета перечень хозяйствующих субъектов, осуществляющих регулируемую деятельность в условиях естественной монополии на территории Московской области, в число которых было включено общество (по передаче электрической энергии).
В целях проведения работы по введению государственного регулирования деятельности и включению организаций в Реестр естественных монополий в адрес организаций, оказывающих услуги по передаче электрической энергии, в том числе обществу, тарифным органом были направлены запросы о предоставлении документов, необходимых для включения в Реестр и получены соответствующие материалы.
С учетом распоряжения комитета от 25.12.2009 N 38-Р, других документов комитета и общества, в соответствии с Административным регламентом и Порядком N 481-э ФСТ России открыла дело о введении государственного регулирования в отношении общества и провела соответствующий анализ.
По результатам проведенного анализа было установлено, что общество осуществляет деятельность по передаче электрической энергии, подлежащую государственному регулированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях, в связи с чем тарифной службой было принято решение о введении государственного регулирования деятельности общества и о включении организации в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, отраженное в приказах ФСТ России от 04.05.2011 N 187-э и N 188-э, в соответствии с Законом о естественных монополиях, Положением N 332, Административным регламентом, Порядком N 481-э.
Суды, признавая указанные приказы недействительными, необоснованно отклонили доводы тарифной службы о том, что переданные по договору аренды объекты электросетевого хозяйства предназначены для передачи электроэнергии.
По договору аренды от 20.11.1997 N 1/97 администрацией города Звенигорода переданы обществу во временное владение и пользование здания, сооружения и оборудование электрических и тепловых сетей, в том числе подстанции, силовые трансформаторы, линии электропередач (воздушные и кабельные) и другие объекты электросетевого хозяйства. Наличие данных объектов электросетевого хозяйства на праве аренды обществом не оспаривалось.
Согласно статье 3 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Закон об электроэнергетике) услуги по передаче электрической энергии представляют собой комплекс организационно и технологически связанных действий, в том числе по оперативно-технологическому управлению, обеспечивающих передачу электрической энергии через технические устройства электрических сетей в соответствии с обязательными требованиями.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Закона об электроэнергетике технологическую основу функционирования электроэнергетики составляют единая национальная (общероссийская) электрическая сеть, территориальные распределительные сети, по которым осуществляется передача электрической энергии, и единая система оперативно-диспетчерского управления.
В статье 3 Закона об электроэнергетике указано, что территориальная сетевая организация является коммерческой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии с использованием объектов электросетевого хозяйства, не относящихся к единой национальной (общероссийской) электрической сети.
Из пункта 2 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания этих услуг (далее - Правила недискриминационного доступа), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861, следует, что территориальной распределительной сетью является комплекс не входящих в состав единой национальной (общероссийской) электрической сети линий электропередачи и оборудования, используемых для предоставления услуг по передаче электрической энергии.
Согласно пункту 68.1. Основ ценообразования в отношении электрической и тепловой энергии в Российской Федерации (далее - Основы ценообразования), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, к услугам, которые оказываются субъектами естественных монополий в сфере передачи электрической и тепловой энергии, цены (тарифы) на которые регулируются государством, относятся услуги по передаче электрической энергии по распределительным сетям с учетом сетей, переданных в установленном порядке в аренду территориальным сетевым организациям.
Из анализа вышеуказанных норм следует, что передача электроэнергии осуществляется по распределительным сетям.
Выводы судов о наличии у общества только распределительных, а не передающих сетей, а также об отсутствии оснований его включения в Реестр субъектов естественных монополий основаны на неверном толковании вышеприведенных норм законодательства об электроэнергетике и естественных монополиях.
Ссылки судов на ГОСТ 24291-90, обосновывающие отнесение сетей общества к распределительным, а не к передающим, а также невозможность ведения деятельности по передаче электроэнергии ввиду отсутствия у общества передающих сетей, являются неправомерными. Указанный ГОСТ применен без учета всего его содержания, и без учета ГОСТа 19431-84 (утвержден постановлением Госстандарта СССР от 27.03.1984 N 1029), между тем как на совместное применение названных стандартов прямо указано в преамбуле ГОСТа 24291-90.
Таким образом, суды неверно определили функциональное назначение имеющихся у общества на праве аренды объектов электросетевого хозяйства.
Ссылки судов на ОКВЭД в подтверждение вывода о невозможности осуществления передачи электроэнергии несостоятельны, так как в письме Федеральной службы государственной статистики от 15.12.2008 N 132 (с приложениями) содержится информация об осуществлении обществом таких видов деятельности как распределение электроэнергии (код 40.10.3) и передача электроэнергии (код 40.10.2).
Также судами необоснованно отклонен довод ФСТ России со ссылкой на письмо Министерства экономики Московской области от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363 об установлении обществу тарифа на передачу электрической энергии в 2011 году и о наличии у общества объектов электросетевого хозяйства для передачи электроэнергни.
Судами не учтено, что в соответствии с пунктом 65 Основ ценообразования предельные минимальные и (или) максимальные уровни тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями, устанавливаются Федеральной службой по тарифам дифференцированно по субъектам Российской Федерации и уровням напряжения на долгосрочный период или на очередной год. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в рамках указанных предельных уровней устанавливают тарифы на услуги по передаче электрической энергии по сетям, с использованием которых услуги по передаче электрической энергии оказываются территориальными сетевыми организациями на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В рамках приведенных полномочий комитет как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов установил для общества распоряжениями от 25.12.2009 N 38-Р и от 12.05.2011 N 20-Р тарифы на передачу электрической энергии на 2010 - 2011 годы. Сведений об обжаловании этих распоряжений обществом не имеется.
Кроме того, в письме от 30.08.2011 N 18 исх./26-7363 министерство сообщало тарифной службе о совмещении обществом деятельности по сбыту и по передаче электрической энергии.
Выводы судов о том, что у общества отсутствуют основные средства для осуществления регулируемого вида деятельности, поскольку электрические сети не собственные, а принадлежат ему на праве аренды, являются неправомерными.
Законодательство об электроэнергетике не ставит возможность оказания услуг по передаче электрической энергии в зависимость от основания владения объектами электросетевого хозяйства.
Согласно пункту 2 Правил недискриминационного доступа под сетевыми организациями понимаются организации, владеющие на праве собственности или на ином установленном федеральными законами основании объектами электросетевого хозяйства, с использованием которых такие организации оказывают услуги по передаче электрической энергии.
Кроме того, при принятии оспариваемых судебных актов апелляционная и кассационная инстанции неправомерно сослались на решение Арбитражного суда Московской области от 03.06.2010 по делу N А41-36533/2009 по иску Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве к обществу. В том деле, в котором участвовали другие лица и рассматривались правоотношения, относящиеся к другому временному периоду, суд отказал в удовлетворении исковых требований антимонопольного органа о понуждении общества прекратить совмещение деятельности по передаче электроэнергии с деятельностью по купле-продаже электроэнергии ввиду непредставления антимонопольным органом всех необходимых доказательств суду. В связи с этим нет оснований считать, что судебным актом по упомянутому делу установлена невозможность осуществления деятельности по передаче электрической энергии. Соответственно, данный судебный акт не может являться основанием для признания оспариваемых приказов незаконными.
Указание судом первой инстанции на невозможность рассмотрения письма ФСТ России от 16.12.2010 N 4-3137 в качестве доказательства уведомления общества о рассмотрении в отношении него вопроса о включении в Реестр субъектов естественных монополий в сфере передачи электрической энергии не может быть признано обоснованным, поскольку в этом письме имеются ссылки на пункты 20 и 21 Административного регламента, в соответствии с которыми был направлен запрос обществу, и сообщено о цели истребования документов - это рассмотрение вопроса о включении организации в Реестр субъектов естественных монополий.
Таким образом, коллегия судей полагает, что оспариваемые судебные акты подлежат пересмотру в порядке надзора согласно пункту 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как нарушающие единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Учитывая изложенное и руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-92104/11-72-587 для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 19.12.2011, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.03.2012, постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 20.06.2012.
Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 04.03.2013.
Председательствующий судья |
О.Ю. Гвоздилина |
Судьи |
В.Г. Кирюшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 31 января 2013 г. N ВАС-12848/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-92104/2011
Истец: ООО "Система жизнеобеспечения", ООО "Системы жизнеобеспечения"
Ответчик: Федеральная служба по тарифам
Хронология рассмотрения дела:
16.04.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 12848/12
31.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
26.11.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
16.10.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.09.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12848/12
20.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-5385/12
20.03.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-3082/12