Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2013 г. N ВАС-17737/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Александрова В.Н., судей Кирюшиной В.Г., Юхнея М.Ф., рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве и представление Генеральной прокуратуры Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2012 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 по делу N А40-96861/12-153-999,
УСТАНОВИЛА:
общество с ограниченной ответственностью "Домис - Л" (Москва; далее - общество) обратилось в Арбитражный суд города Москвы с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в городе Москве (Москва, далее - управление) от 05.06.2012 N 452-12/2449-М о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), в виде наложения административного штрафа в размере 5 000 рублей.
Решением Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2012 заявленное требование удовлетворено: постановление управления признано незаконным и отменено.
Девятый арбитражный апелляционный суд привлек к участию в деле в качестве заинтересованного лица Московскую межрегиональную транспортную прокуратуру.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В заявлении и представлении, поданных в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации о пересмотре в порядке надзора указанных судебных актов, управление и Генеральная прокуратура Российской Федерации (далее - Генеральная прокуратура) просят их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм права и нарушение единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права.
Рассмотрев заявление управления, представление Генеральной прокуратуры, а также приложенные документы, изучив материалы указанного дела, коллегия судей усматривает наличие оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, между обществом и нерезидентом - фирмой "Woodbridge International Ltd" (Гибралтар) был заключен контракт от 27.05.2010 N 041-2010, в связи с чем обществом в открытом акционерном обществе коммерческий банк "СДМ-Банк" (далее - уполномоченный банк) оформлен паспорт сделки N 10060036/1637/0000/1/0.
В соответствии с условиями контракта общество 06.06.2011 вывезло товар по грузовым таможенным декларациям N N 10408100/060611//0004260 и 10408100/060611/0004265, о чем свидетельствуют отметки таможенного органа, в указанных декларациях.
В ходе проведения проверки соблюдения обществом валютного законодательства установлено, что общество нарушило срок представления форм учета и отчетности по валютным операциям, представив в уполномоченный банк 01.07.2011 справку о подтверждающих документах и подтверждающие документы, хотя они должны быть представлены не позднее 21.06.2011.
По данному факту государственным таможенным инспектором отдела валютного контроля Московской таможни (далее - инспектор Московской таможни) 17.05.2012 составлен протокол об административном правонарушении и 05.06.2012 управлением вынесено постановление о привлечении общества к административной ответственности, предусмотренной частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ (далее - постановление управления) и ему назначено наказание в виде штрафа в размере 5 000 рублей.
Не согласившись с постановлением управления, общество обратилось в суд с заявлением о признании его незаконным и отмене.
Суды, удовлетворяя заявленное требование, пришли к выводу о доказанности управлением наличия состава вмененного обществу правонарушения, однако отменили постановление о привлечении общества к административной ответственности со ссылкой на приказ Федеральной таможенной службы от 05.02.2009 N 125 "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - приказ ФТС N 125) указав, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом - инспектором Московской таможни.
Между тем судами не учтено следующее.
Административная ответственность за нарушение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций предусмотрена частями 6.1, 6.2 и 6.3 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая, что срок представления справки о подтверждающих документах и самих подтверждающих документов нарушен обществом не более чем на 10 дней, суды согласились с выводами управления о наличии в действиях общества состава правонарушения, предусмотренного частью 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Управление и Генеральная прокуратура судебные акты в этой части не оспаривают.
Согласно пункту 1 положения о Федеральной таможенной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 26.07.2006 N 459 "О Федеральной таможенной службе" (далее - положение о ФТС России), Федеральная таможенная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с законодательством Российской Федерации функции по контролю и надзору в области таможенного дела, а также функции агента валютного контроля.
Подпунктом 5.3.15 положения о ФТС России установлено, что Федеральная таможенная служба осуществляет в пределах своей компетенции контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов, связанными с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу, в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами органов валютного регулирования.
Таким образом, Федеральная таможенная служба вправе осуществлять валютный контроль за валютными операциями резидентов и нерезидентов в рамках проведения таможенного контроля и связанными с перемещением товаров через таможенную границу.
Ранее, подпунктом 1 пункта 1 приказа ФТС N 125 было предусмотрено, что таможенные органы выявляют признаки нарушений резидентами валютного законодательства в отношении валютных операций, которые в соответствии с условиями контрактов должны быть завершены до дня подачи таможенной декларации.
Этим приказом также предусматривалось, что если государственная регистрация участника внешнеэкономической деятельности осуществлена в регионе деятельности иного таможенного органа, который не возбудил производство по делу об административном правонарушении, другая таможня должна направить документы о предполагаемых нарушениях в установленном порядке.
Между тем Приказ ФТС N 125 отменен приказом Федеральной таможенной службы от 16.07.2010 N 1355 дсп "Об организации работы по выявлению нарушений валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного контроля при осуществлении внешнеэкономической деятельности" (далее - приказ ФТС N 1355 дсп).
Приказ ФТС N 1355 дсп также был отменен приказом Федеральной таможенной службы от 02.04.2012 N 615 "Об организации работы по проведению проверок соблюдения актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования при осуществлении внешнеэкономической деятельности", в котором упомянутые полномочия таможенных органов, установленные в ранее принятых приказах Федеральной таможенной службы, не предусмотрены.
Что же касается ссылки судов на составление протокола об административном правонарушении инспектором Московской таможни, который, по их мнению, не является уполномоченным лицом на его составление, суды не учли следующее.
В соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ, являются должностные лица органов и агентов валютного контроля.
Перечень должностных лиц таможенных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных КоАП РФ, утвержден приказом Федеральной таможенной службы от 01.03.2012 N 368 "О должностных лицах таможенных органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, и осуществлять административное задержание" (зарегистрировано в Минюсте 27.03.2012 N 23617), в котором указан государственный таможенный инспектор.
В данном случае протокол об административном правонарушении от 17.05.2012, составлен государственным таможенным инспектором, то есть уполномоченным лицом и, по мнению коллегии судей, этот протокол являлся основанием для вынесения постановления о привлечении общества к административной ответственности по части 6.1 статьи 15.25 КоАП РФ.
Учитывая изложенное, коллегия судей полагает, что обжалуемые решение суда первой и постановление суда апелляционной инстанций подлежат пересмотру в порядке надзора в соответствии с пунктом 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации как противоречащие закону и нарушающие единообразие в толковании и применении судами норм права.
Руководствуясь частью 4 статьи 299, статьями 300 и 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, коллегия судей
ОПРЕДЕЛИЛА:
1. Передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-96861/12-153-999 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 09.08.2012 и постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 29.10.2012.
2. Направить копии определения и заявления лицам, участвующим в деле, в том числе Генеральной прокуратуре Российской Федерации.
3. Предложить лицам, участвующим в деле и заинтересованному лицу, представить в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации отзывы на заявление о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 15 апреля 2013 г.
Председательствующий судья |
В.Н. Александров |
Судьи |
В.Г. Кирюшина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 21 февраля 2013 г. N ВАС-17737/12
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-96861/2012
Истец: ООО "Домис-Л"
Ответчик: Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в г. Москве, ТУ Федеральной службы финансово-бюджетного надзора по г. Москве
Третье лицо: Московская межрегиональная транспортная прокуратура, Московская таможня
Хронология рассмотрения дела:
14.05.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 17737/12
21.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17737/12
17.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17737/12
28.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17737/12
18.12.2012 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-17737/12
29.10.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-29454/12
09.08.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-96861/12