Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2013 г. N ВАС-499/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Коллегия судей Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе председательствующего судьи Козловой О.А. и судей Прониной М.В., Харчиковой Н.П. рассмотрела в судебном заседании заявление администрации муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" о пересмотре в порядке надзора решения Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2012 по делу N А40-34236/12-132-124, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.11.2012 по тому же делу по иску администрации муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" (далее - администрация) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании 3 577 000 рублей расходов, связанных с предоставлением жилья участковому инспектору УВД Ненецкого автономного округа Куликову С.А.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Суд установил: решением Арбитражного суда города Москвы от 09.07.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Федеральный арбитражный суд Московского округа постановлением от 29.11.2012 названные судебные акты оставил без изменения.
В заявлении о пересмотре судебных актов в порядке надзора Минфин России просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Рассмотрев заявление и оценив доводы заявителя, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Из представленных материалов следует, что решением Нарьян-Марского городского суда от 14.01.2009 удовлетворен иск об обязании администрации предоставить участковому инспектору Куликову С.А. благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры, с учетом состава семьи, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, социальным нормам, в МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", в пределах МО "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", по договору социального найма.
На основании указанного решения суда постановлением администрации от 17.02.2010 N 86 Куликову С.А. и членам его семьи по договору социального найма предоставлено жилое помещение - двухкомнатная квартира общей площадью 54,7 кв. метра в поселке Искателей, расположенное по адресу: ул. Губкина, д. 2 кв. 19; заключен договор социального найма жилого помещения.
Рыночная стоимости данной квартиры составляет 3 577 000 рублей, стоимость оценки квартиры - 3 000 рублей.
Указанные суммы, по мнению администрации, подлежат компенсации из федерального бюджета как средства для приобретения жилья участковому уполномоченному милиции.
Отказывая в иске, суды исходили из того, что администрация предоставила участковому уполномоченному милиции квартиру во исполнение решение суда во временное владение, а не в собственность; доказательств наличия у администрации расходов в размере, предъявленном по иску (рыночной стоимости), не представлено.
Между тем судами не учтена позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенная в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Данные жилые помещения предоставляются в установленном названным Кодексом порядке, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
На основании статьи 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (действующего до 01.03.2011; далее - Закон о милиции) сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Законом о милиции, иными нормативными актами не установлен порядок предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции, в связи с чем таким гражданам возможно предоставление помещений по договорам социального найма.
Возложение на органы местного самоуправления обязанности по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции по смыслу части 2 статьи 132 Конституции Российской Федерации предполагает полную компенсацию из федерального бюджета возникающих при ее осуществлении дополнительных расходов органа местного самоуправления и гарантирует право собственности муниципального образования (статьи 132, 133 Конституции Российской Федерации). Только при таких условиях не нарушается самостоятельность муниципального образования в распоряжении местными финансами и бюджетом согласно статье 31 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Согласно правовой позиции, изложенной в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Коряжма Архангельской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления положением части первой статьи 30 Закона Российской Федерации "О милиции", часть 1 статьи 30 Закона о милиции, обязывающая органы местного самоуправления обеспечивать работников милиции жилой площадью, не может рассматриваться как нарушающая самостоятельность и права местного самоуправления и, следовательно, как противоречащая Конституции Российской Федерации, поскольку предполагает компенсацию соответствующих расходов.
Положения статьи 30 Закона о милиции в ее конституционно-правовом смысле в действующей системе правового регулирования означают установление взаимных обязанностей органов местного самоуправления - предоставить участковым уполномоченным милиции жилую площадь, а федеральных органов государственной власти - компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы, возникшие при осуществлении указанной обязанности органов местного самоуправления.
Возмещение расходов администрации на обеспечение жильем участкового уполномоченного милиции не может ставиться в зависимость от выбытия жилого помещения из муниципальной собственности. Юридическое значение имеют факт предоставления муниципального жилого помещения участковому уполномоченному милиции, относящемуся к иной (дополнительной) категории граждан, и то, что это жилое помещение является муниципальной собственностью и предназначено для реализации целей муниципального образования.
Переданная в социальный наем квартира, рыночная стоимость которой составляет 3 577 000 рублей, являлась собственностью муниципального образования Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", но в результате исполнения названного решения суда общей юрисдикции квартира выбыла из его владения, в связи с чем бюджету городского поселения причинены расходы.
Предоставив жилое помещение Куликову С.А., администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этой квартирой, поскольку она обременена жилищными правами граждан и, соответственно, за счет данного жилого помещения не может исполнить собственные обязательства. Следовательно, для исполнения своих основных обязательств, возложенных Жилищным кодексом Российской Федерации, администрация будет вынуждена приобрести аналогичное жилое помещение по рыночной стоимости.
Администрация выполнила свою обязанность по предоставлению жилого помещения участковому уполномоченному милиции Куликову С.А., однако федеральный орган государственной власти встречную обязанность не выполнил, расходы администрации на исполнение названных полномочий не компенсировал.
Пробел в законодательном регулировании, сохраняющийся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Поскольку граждане не являются участниками межбюджетных отношений и исполнение судебных решений не должно ставиться в зависимость от действий тех или иных государственных органов, умаляя сущность судебной защиты, администрация не могла отказать Куликову С.А. в предоставлении жилого помещения, предназначенного для исполнения собственных обязательств.
Кроме того, принятые по делу судебные акты не соответствуют позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10.
Учитывая изложенное, настоящее дело выносится на рассмотрение Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации на основании пункта 1 части 1 статьи 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 299, 301, 304 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
передать в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации дело N А40-34236/12-132-124 Арбитражного суда города Москвы для пересмотра в порядке надзора решения от 09.07.2012, постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.09.2012 и постановления Федерального арбитражного суда Московского округа от 29.11.2012 по тому же делу.
Направить копии определения, заявления и прилагаемых документов лицам, участвующим в деле.
Предложить лицам, участвующим в деле, представить отзывы в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации о пересмотре судебных актов в порядке надзора до 15 апреля 2013 года.
Председательствующий судья |
О.А. Козлова |
Судьи |
М.В. Пронина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 4 марта 2013 г. N ВАС-499/13
"О передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации"
Текст определения официально опубликован не был
Номер дела в первой инстанции: А40-34236/2012
Истец: Администрация МО "Городское поселение "рабочий поселок искателей", Администрация Муниципального образования "Рабочий поселок Искателей"
Ответчик: Министерство финансов Российской Федерации, Российская Федерация в лице Министерства финансов РФ
Третье лицо: МВД РФ, Министерство внутренних дел Российской Федерации
Хронология рассмотрения дела:
04.06.2013 Постановление Президиума ВАС РФ N 499/13
04.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-499/13
04.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-499/13
16.01.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-499/13
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Московского округа N Ф05-13253/12
11.09.2012 Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда N 09АП-25049/12
09.07.2012 Решение Арбитражного суда г.Москвы N А40-34236/12