Решение Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 апреля 2013 г. N ВАС-181/13
Именем Российской Федерации
Резолютивная часть решения объявлена 25.03.2013
Полный текст решения изготовлен 01.04.2013
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в составе председательствующего судьи Гвоздилиной О.Ю., судей Александрова В.Н., Чистякова А.И., при ведении протокола помощником судьи Харчиковым Д.В., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" (г. Нижнекамск, Республика Татарстан) о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы от 27.03.2008 N АГ/6786 "Об анализе рынков".
В судебном заседании приняли участие представители:
от заявителя - Толкачев Д.В. (доверенность от 21.12.2012 N 340),
от ФАС России - Зайцева Н.Н. (доверенность от 15.06.2012 N ИА/18784).
Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства и заслушав объяснения представителей лиц, участвующих в деле, суд
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ТАИФ-НК" (далее - заявитель, общество) обратилось в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим письма Федеральной антимонопольной службы (далее - ФАС России) от 27.03.2008 N АГ/6786 "Об анализе рынков" с Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива и Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива (далее - письмо ФАС России от 27.03.2008 N АГ/6786) как не соответствующих Федеральному закону от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон), Правилам подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их регистрации (утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.1997 N 1009, далее - Правила), Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти" (далее - Указ), Порядку проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке (утвержден приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220, далее - Порядок).
Оспаривая данное письмо с методическими указаниями, заявитель полагает, что этим актом ФАС России дала территориальным органам прямые указания считать рынок дизельного топлива единым, не исследуя его продуктовые границы с учетом сезонности данного товара как летнего, зимнего и арктического.
Общество также указывает, что оспариваемый акт противоречит Правилам и Указу, поскольку не зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации и не опубликован официально.
ФАС России против требований общества возражает, просит производство по делу прекратить, полагая, что оспариваемый акт не является нормативно-правовым, поскольку был направлен в территориальные органы в качестве рекомендаций, разработанных на основании анализа практики в порядке пункта 9 части 2 статьи 23 Закона.
Представитель общества в судебном заседании поддержал заявленные требования и пояснил, что территориальные органы ФАС России применяют методические указания, не проводя анализ продуктовых границ рынка, чем нарушаются права заявителя и неопределенного круга лиц.
Представитель ФАС России в судебном заседании против требований возражал, ходатайствовал о прекращении производства по делу.
Выслушав представителей сторон и исследовав доказательства по делу, суд установил следующее.
ФАС России во исполнение Плана работы по анализу состояния конкуренции на товарных рынках на 2008 год подготовлено и направлено письмо от 27.03.2008 N АГ/6786 "Об анализе рынков" с Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива и Методическими указаниями по исследованию состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива.
В методических указаниях содержатся в том числе положения о том, что дизельное топливо (летнее, зимнее и арктическое), реализуемое в качестве моторного топлива для автомобильных дизельных двигателей, независимо от единых для всех потребителей и продавцов изменений условий потребления следует считать единым товаром.
Суд полагает, что оспариваемый акт подлежит признанию недействующим по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и не опровергается ФАС России, оспариваемый акт не направлялся для регистрации в Министерство юстиции Российской Федерации, был размещен в правовой системе "Консультант Плюс", официального опубликования не производилось. При этом данный акт был направлен в территориальные органы ФАС России и применялся ими, упоминался в судебных актах арбитражных судов.
Частью 2 статьи 23 Закона федеральный антимонопольный орган уполномочен в том числе утверждать порядок проведения анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции (пункт 3), издавать нормативные правовые акты, предусмотренные указанным законом (пункт 4), давать разъяснения по вопросам применения им антимонопольного законодательства (пункт 5), обобщать и анализировать практику применения антимонопольного законодательства, разрабатывать рекомендации по его применению (пункт 9).
Порядок проведения анализа состояния конкуренции на товарном рынке утвержден Приказом ФАС России от 28.04.2010 N 220 и используется для анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта (хозяйствующих субъектов) и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции. Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации в качестве нормативного правового акта.
Ходатайство ФАС России о прекращении производства по делу со ссылкой на то, что оспариваемый акт является рекомендацией, не может быть удовлетворено судом, поскольку обязательность применения Методических указаний по исследованию состояния конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива, а также Методических указаний по исследованию состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива для территориальных органов ФАС России следует как из содержания упомянутых методических указаний, так и из наименования данных документов.
В соответствии с пунктом 10 Указа о порядке опубликования нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшие государственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные в установленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений, применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям за невыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылаться при разрешении споров.
На основании изложенного, оспариваемый акт без регистрации и опубликования в установленном порядке не подлежал применению как нормативно-правовой, поскольку это противоречит названному Указу Президента Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167, 168, 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
признать недействующим письмо Федеральной антимонопольной службы от 27.03.2008 N АГ/6786 "Об анализе рынков" с приложением Методических указаний по исследованию состояния конкуренции на розничных рынках бензина автомобильного и дизельного топлива и Методических указаний по исследованию состояния конкуренции на оптовом рынке бензина автомобильного и дизельного топлива - как не соответствующее Указу Президента Российской Федерации от 23.05.1996 N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти".
Взыскать с Федеральной антимонопольной службы в пользу открытого акционерного общества "ТАИФ-НК" судебные расходы в виде государственной пошлины в сумме 2 000 рублей.
Выдать исполнительный лист на взыскание суммы судебных расходов.
Данное решение вступает в силу немедленно после принятия.
На решение может быть подано заявление о пересмотре судебного акта в порядке надзора.
Председательствующий судья |
О.Ю. Гвоздилина |
Судьи |
В.Н. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.